Ярило – славянский бог солнца. Ростовая кукла Ярило (артикул:050078) Главные правила сотворения магических славянских кукол

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Настоящая Политика обработки персональных данных (далее - Политика) в «Фабрика Сценической Одежды»Браво» (далее - Фабрика) разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения, связанные с обработкой персональных данных в Фабрике.

1.2. Настоящая Политика определяет принципы, цели, порядок обработки персональных данных работников Фибрики и иных лиц, чьи персональные данные обрабатываются Фабрикой.

1.3. Персональные данные являются конфиденциальной информацией, и на них распространяются все требования, установленные внутренними документами Фабрики к защите конфиденциальной информации.

1.4. Основные понятия, используемые в настоящей Политике:

персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;
предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.
1.5.Правовым основанием обработки персональных данных является совокупность правовых актов, во исполнение которых и в соответствии с которыми оператор осуществляет обработку персональных данных. При обработке персональных данных Фабрика руководствуется Конституцией РФ, Трудовым Кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", уставом Фабрики и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими обработку персональных данных.

2. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

2.1. Перечень персональных данных, подлежащих защите в Фабрике, формируется в соответствии с ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

2.2. Сведениями, составляющими персональные данные, в Фабрике является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

2.3. В зависимости от субъекта персональных данных, Фабрика обрабатывает персональные данные следующих категорий субъектов персональных данных:

Персональные данные работников (в том числе бывших) Фабрики (близких родственников сотрудников, кандидатов на замещение вакантных должностей Фабрики) - информация, необходимая Фабрике в связи с трудовыми отношениями;

Персональные данные клиента (потенциального клиента), а также персональные данные руководителя или сотрудника юридического лица, являющего клиентом (потенциальным клиентом, контрагентом) Фабрики - информация, необходимая Фабрике для выполнения своих обязательств в рамках договорных отношений с клиентом (контрагентом);

2.4. Фабрика осуществляет обработку персональных данных в целях:

· оказания услуг населению по продаже товаров народного потребления;

· кадрового учета работников Фабрики, для обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижения по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

3.1. Права и обязанности Фабрики

3.1.1. Фабрика вправе и обязано:

Осуществлять обработку персональных данных субъектов с соблюдением требований законодательства;

Предоставлять персональные данные субъектов третьим лицам, если это предусмотрено действующим законодательством (правоохранительные органы и др.);

Отказывать в предоставлении персональных данных в случаях, предусмотренных законодательством;

Использовать персональные данные субъекта без его согласия, в случаях, предусмотренных законодательством;

В области обработки персональных данных Фабрика имеет и другие права, предоставленные ему действующим законодательством.

3.2. Субъект персональных данных имеет право:

Требовать уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав;

Требовать перечень своих персональных данных, обрабатываемых Фабрикой и источник их получения;

Получать информацию о сроках обработки своих персональных данных, в том числе о сроках их хранения;

Требовать извещения всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные его персональные данные, обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях или дополнениях;

Обжаловать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке неправомерные действия или бездействия при обработке его персональных данных;

На защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

4. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

4.1. Обработка персональных данных Фабрики осуществляется на основе принципов:

Законности и справедливости целей и способов обработки персональных данных;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Фабрики;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных;

Недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных, содержащих персональные данные;

Хранения персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели их обработки;

Уничтожения по достижении целей обработки персональных данных или в случае утраты необходимости в их достижении.

4.2. Обработка персональных данных осуществляется на основании условий, определенных законодательством Российской Федерации.

  • фамилия, имя, отчество;
  • адрес электронной почты;
  • контактный телефон;
  • адрес дставки товара;
  • дата рождения;
  • параметры фигуры клиента;
  • размер обуви, одежды, аксессуаров.
  • фамилия, имя, отчество;
  • год рождения, месяц рождения, дата рождения,
  • место рождения;
  • адрес;
  • семейное положение;
  • образование;
  • данные СНИЛС,
  • паспортные данные;
  • данные о военном учете, данные свидетельств о рождении детей;
  • данные свидетельств о браке;
  • данные трудовой книжки;
  • данные дипломов об окончании учебных заведений.

4.6. Перечень действий с персональными данными: сбор, систематизация, накопление, хранение, удаление, передача, уничтожение, внесение изменений.

4.7. Обработка персональных данных - смешанная (с использованием средств автоматизации и без использования таких средств), осуществляется с передачей по внутренней сети юридического лица, с передачей по сети Интернет.

4.8. Фабрика вправе передавать персональные данные органам дознания и следствия, иным уполномоченным органам по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ,

5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

5.1. Фабрика предпринимает необходимые организационные и технические меры для обеспечения безопасности персональных данных от случайного или несанкционированного доступа, уничтожения, изменения, блокирования доступа и других несанкционированных действий.

5.2. В целях координации действий по обеспечению безопасности персональных данных в Фабрике назначено должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности персональных данных.

5.3. Фабрика и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

5.4. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

изданием документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений (Политика в отношении обработки и защиты персональных данных и т.д.);
применением правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со статьей 19 Ф3 №152-Ф3;
осуществлением внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных Ф3№152-Ф3 и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора;
ознакомлением работников Фабрики, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных, и (или) обучение указанных работников;
предоставлением необходимых документов и локальных актов, информации по запросу уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных;
определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;
применением прошедших в установленном порядке процедуры оценки соответствия средств защиты информации;
обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных;
защитой от несанкционированного физического доступа к информации(хранение персональных данных в закрытых шкафах, ящиках, сейфах);
защитой паролем компьютеров с персональными данными;
использованием системы паролей при работе в сети;
ограничением доступа к компьютерной технике;
5.5. В отношении каждой категории персональных данных определены места хранения персональных данных (материальных носителей) и установлен перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ, обеспечено раздельное хранение персональных данных (материальных носителей), обработка которых осуществляется в различных целях; при хранении материальных носителей соблюдаются условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ.

5.6. В Фабрике организован режим обеспечения безопасности помещений, в которых размещена информационная система, препятствующий возможности неконтролируемого проникновения или пребывания в этих помещениях лиц, не имеющих права доступа в эти помещения; обеспечена сохранность носителей персональных данных; утвержден руководителем приказ, определяющий перечень лиц, доступ которых к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе, необходим для выполнения ими служебных (трудовых) обязанностей; используются средства защиты информации, прошедшие процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации.

5.7. Условием прекращения обработки персональных данных является: истечение срока действия согласия или отзыв согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, выявление неправомерной обработки персональных данных, прекращение деятельности Фабрики как юридического лица.

5.8. При сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Фабрика обеспечивает запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных».

6.АКТУАЛИЗАЦИЯ, ИСПРАВЛЕНИЕ, УДАЛЕНИЕ И УНИЧТОЖЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ, ОТВЕТЫ НА ЗАПРОСЫ

6.1. В случае подтверждения факта неточности персональных данных персональные данные подлежат их актуализации Фабрикой, а в случае подтверждения факта неправомерности их обработки - обработка должна быть прекращена.

6.2. При достижении целей обработки персональных данных, а также в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на их обработку персональные данные подлежат уничтожению, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных Фабрика вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в ФЗ «О персональных данных».

6.3. Фабрика обязана сообщить субъекту персональных данных или его представителю информацию об осуществляемой им обработке персональных данных такого субъекта по запросу последнего.

6.4. Фабрика обязана принять меры реагирования на запросы/обращения субъектов персональных данных и их представителей, уполномоченных органов по поводу неточности персональных данных, неправомерности их обработки, отзыва согласия и доступа субъекта персональных данных к своим данным, в том числе актуализировать данные о субъекте, удалить данные о субъекте из базы Фабрики, предоставить ответ на запрос в течение 14 (четырнадцати) рабочих дней, если меньший срок не установлен законодательством.

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

7.1 Настоящая Политика является внутренним документом Фабрики, информация, содержащаяся в Политике является общедоступной и подлежит размещению на официальном сайте Фабрики.

7.2 Настоящая Политика подлежит изменению, дополнению в случае появления новых законодательных актов и специальных нормативных документов по обработке и защите персональных данных.

7.3 Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицом, ответственным за обеспечение безопасности персональных данных Фабрики.

7.4 Ответственность должностных лиц Фабрики, имеющих доступ к персональным данным, за невыполнение требований норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, определяется в соответствии действующим законодательством РФ и локальными нормативными актами Фабрики.

Ярило – бог Солнца в славянской мифологии, которого некоторые исследователи относят исключительно к ритуальным персонажам. Он ярый и буйный бог возрождающегося весеннего солнца и плодородия, которое с ним неразрывно связано. Из этого следует множество обрядов, в которых принимало участие чучело или кукла Ярилы. Славянский бог Солнца Ярило в виде куклы принимался в начале весны, ему пели песни, справляли празднования, на которых среди молодых жителей села выбирали Ярилу и Ярилиху. Но с окончанием его времени правления, куклу отпевали и хоронили в гробу в чистом поле. Этот ритуал похож на сжигание Масленицы для прихода весны, то же делали с куклой Ярилы, чтобы в следующем году он вновь мог взойти и прийти на землю.

Как правило, Ярилу представляли в образе молодого юноши привлекательной внешности. У него были светлые или слегка рыжие волосы, голубые и очень светлые глаза, ясный взгляд, могучая грудь и огненный плащ за плечами. Ярило сидел на огненном коне – коне-солнце. Немало девушек и женщин влюбил в себя этот красавиц, и каждой из них был готов ответить взаимностью. Ярило является древним богом весны и весеннего солнца, поэтому бог Солнца в славянских мифах умирает и вновь возрождается с каждой весной. Его считали богом плодородия и размножения, соответственно, и физической любви между мужчиной и женщиной. Поэтому неудивительно, что во многих местностях куклу Ярилы изображали с большим напряженным фаллосом – символом плодородия. В каком-то смысле его можно назвать богом любви у древних славян. Считается, что от ритуального персонажа произошла эволюция образа Ярилы до божества.

Мифы о Яриле были распространены по всей территории обитания восточных и западных славян. В мифах Ярило влюбляется во многих богинь, а также земных женщин. в некоторых из его уст можно услышать даже такое заявление, что он любит сразу всех представительниц женского пола на земле, и саму Землю в том числе. Главным и пересекающимся для всех мифом является миф о создании жизни на земле. В нем говорится, что когда-то давным-давно под темными покрывалами Хаоса и Космоса спала Земля-Матушка, и спала она беспробудным сном. Но вот, пришел Ярило на Землю и стал ее пробуждать своими поцелуями страстными. Поцелуи несли в себе солнечный свет и тепло, от которого стала пробуждаться Земля.

На месте каждого поцелуя рождались на Земле цветы, луга, поля, леса – дети, зачатые Ярилой. И все не унимался молодой бог весеннего солнца, продолжая осыпать поцелуями Землю-Матушку. И рождались на ней реки и озера, моря и океаны. Земля нагревалась и разгорячилась так, что родила от Ярилы животных и птиц, насекомых и рыб, которые расселились по всей ее поверхности. Все они дети Ярилы. Но тут пришел черед особых поцелуев и особенной страсти, от которой родился человек на Земле. И стал он любимцем богов, после чего вселили в него искру разума – искру от мирового священного огня. С тех пор каждый человек должен чтить матушку свою Землю, а также бога весеннего солнца Ярилу, без которого не произошло бы чудесного зачатия.

Новости Выставки Программы Экскурсионные туры Афиша

Новости

Мастер классы по изготовлению традиционных народных кукол

Музей "Археология Симбирского края" приглашает ульяновцев и гостей города на мастер-классы по изготовления традиционных народных кукол.

Участники мастер-класса познакомятся на музейной выставке с народными (обереговыми, обрядовыми, игровыми) куклами, научатся делать куклу «Ярило» своими руками. Кукла Ярило - это символическое изображение бога солнца Ярилы. Делали такую куклу на Ярилин день, 1 марта, который до 1492 года считался началом нового года. Ярило был не только богом солнца, но и богом плодородия, поэтому беременные женщины в этот день старались погреться на солнышке и набраться сил для вынашивания ребенка. Куклу делали из ярких тканей и хранили весь год, считая её оберегом.

Участники познакомятся на музейной выставке с народными (обереговыми, обрядовыми, игровыми) куклами, научатся делать куклу «Птица-радость» своими руками. 9 марта по народному календарю считается днем, когда птицы обретают гнезда, то есть начинают их строить, а люди помогают им в этом – поправляют старые скворечники, сооружают новые. Раньше 9 марта отмечали Иванов день. По случаю, женщины делали куклу «Птица-радость», которая является куклой весеннего обряда закликания весны, помогает женщинам почувствовать свою привлекательность.

Данный мастер-класс посвящён народному празднику Сороки, который отмечают 22 марта. В этот день хозяйки выпекали птиц из теста (обычно 40 штук), печенье раздавали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Дети залезали на крыши, привязывали птичек к шестам и зазывали птиц скорей прилететь и с собой весну принести. Также считали, что в этот день зима кончается, весна начинается, день с ночью меряется – равняется. В этот день женщины и дети делали различные куклы – обереги. Одной из таких кукол является кукла «День-ночь», которая охраняет жилище и его домочадцев, символизирует сутки, помогает при переходе на летнее время. Участники мастер-класса научатся делать куклу «День-ночь» своими руками, также познакомятся с народными (обереговыми, обрядовыми, игровыми) куклами на музейной выставке.

Раньше у славянских народов существовало много различных обычаев, обрядов, дней памяти святых. Таким был и Александров день (28 марта), названный в честь двух святых Александров. В этот день ждали прилета первых чаек – это предвещало вешнее тепло и начало ледохода. Кроме того, этот день назывался Лесным ухоженьем: полагалось с большим уважением отзываться о лесе, который во многом был кормильцем крестьян. Конечно, славяне верили в духов: дома обитал Домовой, в болоте – Кикимора, а хозяином леса считали Лешего. Кукла «Леший» – это обереговая кукла, помогающая выбраться из леса, собрать много ягод и грибов. Куклу просили о помощи и охотники, и пастухи, заключая с Лешим своеобразный договор. Кукла «Леший» служила своего рода сопровождающим для человека, оказавшегося в лесу – хозяин леса должен был принять ее за покровителя этого человека и уже не вредить ему, чтобы не обидеть «соседа» и «родственника». Участники мастер-класса научатся делать куклу «Леший» своими руками, также познакомятся с народными (обереговыми, обрядовыми, игровыми) куклами на музейной выставке.

На праздник Алексея Теплого (30 марта) люди собирали березовый сок и пили его всей семьей. Популярен был медово-березовый взвар. Собирали в этот день и березовые почки, настаивали их на вине или на масле, получая, таким образом, лечебный бальзам. Березы на Руси всегда были любимы. Существует даже легенда о возникновении этих деревьев: однажды Солнце увидело русалок на берегу реки и влюбилось. Не пускало Солнце красавиц в речную прохладу, а Матушка-река, чтобы спасти своих дочек от палящего Солнца, превратила их в березки. Но на их телах навсегда остались черные ожоги от поцелуев Солнца. Девушки в этот день собирались все вместе и гадали. А для гаданий они делали куклу «Березка», которая символизирует красоту и молодость. Участники мастер-класса научатся делать куклу «Березка» своими руками, также познакомятся с народными (обереговыми, обрядовыми, игровыми) куклами на музейной выставке.

Ждём Вас по адресу: ул. Льва Толстого, д. 67, музей «Археология Симбирского края».

Телефон для справок: 41 – 71 – 11

Стоимость занятия: детский – 40 руб. студенческий – 50 руб. взрослый – 60 руб.

То не свет-заря разливается,

То не солнышко с ясным месяцем,

То на холм высок поднимается

Моя Ладушка, красна девица.


В старину на Руси с теплом и нежностью называли своих любимых: Ладо мое, моя Ладушка. О всем, что мирно было и светло, говорилось: ладно, с ладом сделано. Помолвку называли — лады, песню свадебную — ладканя, свата — ладило, а уговор о приданом — ладником. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад. "Я ищу себе ладу милую" — пелось в песнях великорусских. Верили люди, что поможет им обрести счастье и любовь богиня весны, веселья, красоты, покровительница брака и любви, славянская Благая Богиня Лада (лат. Bona Dea). На земле древнерусской почитали ее более, чем где-либо.
Люди, мечтая о счастье, любви, достатке, издревле обращались за помощью к богам, делая им подношения, проводя обряды, ритуалы — все, что по их вере, помогало задобрить и порадовать богов. Масленица, Иван-Купала и другие современные праздники — не что иное, как праздники-ритуалы, которые дошли и сохранили свое существование до наших дней со времен древней Руси. Сейчас они носят светский характер, радуя нас своим весельем и задором. Но в древности им придавался больший смысл и сакральность. Так весной славяне праздновали Ладодение — веселый праздник с хороводами, славлениями, традиционными песнями, посвященный богине Ладе, являющейся одним из верховных женских начал. В славянском пантеоне светлых богов она олицетворяла собой женский идеал. Великая Лада для людей была заступницей перед богами, защитницей от их гнева. Повсеместно в древнерусских городах стояли ее храмы, куда люди круглый год несли цветы. В домах также можно было увидеть обереговое изображение этой богини. Наши предки верили, что обереги помогут им сохранить гармонию, мир, тепло и достаток в доме.

И в наши дни, возрождая древнее прикладное искусство создания русской тряпичной куклы (славянским магическим куклам не менее 5 тысяч лет), рукодельницы все чаще стали обращаться к секретам оберегового мастерства.

Как сделать куклу-оберег своими руками

Сегодня мы подробно рассмотрим процесс изготовления куклы-оберега — богини Лады. Так как Лада — богиня весны, в ее нарядах преобладали естественно-природные цвета: зеленый, лазурный, багряный. Наряды ее были расшиты дивными узорами, с вплетенными в них веточками березы — символом этой светлой богини. Рядом с ней, освещенной лучами солнца, кружили разноцветные бабочки и сияла радуга. Эта богиня, наполняющая мир теплом, добротой и искренней, чистой любовью, всегда изображалась веселой, молодой и прекрасной. Поэтому, приступая к изготовлению оберега, изображающего богиню Ладу, мы сначала настроимся на волну света, добра и радости. Только наполнившись ладом и любовью, можно сделать настоящий оберег, способный защитить и помочь. А чтобы работалось еще и весело, можно подключить к творчеству детей, так, как это делает ведущая мастер-класса Ольга Береста. Ведь дети — это неиссякаемый источник радости и позитива!

Для творческого процесса нам потребуется:

  • средних размеров сувенирный веник
  • пакля
  • бечевка или джутовая веревочка
  • ленты атласные зеленого, красного или оранжевого цветов
  • широкая декоративная лента (жаккардовая)
  • бубенчики , колокольчики
  • деревянные бусины разных цветов, бусины ажурные
  • декоративные цветы из ткани и лент или бумажные цветы
  • птичка (можно сделать из соленого теста)
  • палочка китайская (как основа для рук)
  • 2 сухих листа от кукурузного початка
  • отрезок толстой проволоки (37-40 см)
  • клеевой пистолет или клей "Момент"
  • небольшие лоскутки красивой ткани (можно взять тесьму джутовую)
  • также можно использовать сизаль для гнезда.

Один материал легко можно заменить на другой, если чего-то не оказалось под рукой. А на какой, подскажет ваша творческая фантазия. Подготовив все необходимое, мы приступаем к работе.

Первым делом намечаем место расположения рук куклы, спускаясь по ручке веника на одну четвертую от всей длины. Шилом раздвигаем обмотку веника и делаем сквозное отверстие, в которое горизонтально вставляем палочку — руки нашей куклы.

Из небольшой пряди пакли плетем маленькую косичку, перевивая ее крест-накрест на груди, как ожерелье.


А ожерельем послужат несколько красивых бусин, нанизанных на джутовую веревочку.


Далее аккуратно разбираем мочало. Каждая деталь будет важна и пригодится в работе. Разобранное мочало делим на две равные части, одна из которых пойдет на радугу-косы, а другая на изготовление ладьи.


Чтобы сделать ладью берем отрезок толстой проволоки длиной 37-40 см, к которой для утолщения по центру привязываем небольшой пучок соломы. Сильно утолщать ладью не будем, потому как образ нашей богини очень воздушен и легок и плывет она по небу на изящной легкокрылой ладье. Итак, чуть сгибаем проволоку, моделируя форму ладьи и прикладываем к ней мочало. Распределяем его по всей длине и чуть огибем края проволоки, чтобы их не было видно.


По мере формирования туго обматываем ладью бечевкой от краев к центру слегка ослабевая нажим.


Декорировать ладью мы будем атласной лентой, колокольчиками и бусинами. Колокольцы вешаем по краям ладьи, лентой обвиваем ее по диагонали и украшаем разноцветными бусинами. Закрепляем все элементы при помощи клеевого термопистолета.


Вторую часть от разобранного мочала используем для кос куклы. Косы символизируют радугу, которая всегда сопровождала Ладу. Берем отрезки лент красного (или оранжевого) и сочно-зеленого цветов длиной по 130-150 см. Перехватываем ими ровно по центру наши косы и туго завязываем.


А далее крест-накрест обвиваем косу разными по цвету лентами, моделируя небольшой изгиб радуги. Делаем мы его произвольно, не вставляя никакой проволоки. По краям кос завязываем маленькие бантики, обрезая излишки лент. В мастер-классе Ольга Береста делится своей находкой, как сделать бантики из лент, чтобы они получились маленькими и аккуратными, которыми удобно декорировать как обереги, так и скрап-открытки, блокноты и прочие поделки своими руками.


В украшении нашей оберегини мы будем использовать природный материал: сухие листья от кукурузных початков. Природный материал, как правило, очень хрупок и требует большой аккуратности в работе с ним. Но его применение всегда дает потрясающий эффект естественности. Это важно, так как в верованиях славян все боги были тесно связаны с различными природными явлениями. Так и Лада, помимо прочих достоинств, почиталась как богиня изобилия, созревания урожая и плодородия.
Листья от кукурузных початков мы будем использовать в качестве рукавов для наряда Лады. Форма листьев уже напоминает рукава-фонарики. Поэтому все, что нужно сделать, — это аккуратно обогнуть ими руки куклы, обрезав при этом излишки по длине, и склеить термопистолетом. Украсить такие рукава можно двумя, тремя атласными ленточками, закрепив их также при помощи клеевого пистолета.


Итак, мы подготовили ладью и косы и теперь будем соединять их с куклой. Для закрепления ладьи нарезаем разноцветные ленточки (35-40 см). Каждую из лент перегибаем через ладью и склеиваем по всей длине так, чтобы ладья была плотно обхвачена.


Склеенные части лент закрепляем на поясе куклы. У нас получается разноцветная юбка для нашей оберегини, которая, в свою очередь, удерживает и ладью.


По горизонтали место склеивания ленточек с веником декорируем россыпью разноцветных деревянных бусин. Бусинки формируем так, чтобы создался естественный объем. Это и смотрится красиво, и скрывает следы клея.

Или цветами из бумаги. Можно при помощи фигурных дыроколов сделать вырубки цветов, бабочек, листочков и др. Делаются они очень быстро и легко.


Нам остается только повязать декоративный пояс из жаккардовой ленты. Сразу под руками дважды перехватываем куклу лентой и завязываем ее. Края пояса должны красиво свисать до низа юбки.


Как символы уюта, мира, плодородия и душевной красоты добавляем к декору оберега гнездышко, яйцо и птичку (рядом с Ладой всегда изображался Белый Лебедь, являющийся её воплощением и символом чистоты этой светлой богини).
Гнездышко формируем из остатков мочала, можно взять сено или такой чудесный природный материал, как сизаль. Он очень пластичен, податлив и удобен в работе.


Произвольно располагаем и прклеиваем декоративные элементы сбоку от пояса, украшая их бусинами и цветами. Птичку легко сделать из соленого теста, для приготовления которого мы используем муку, соль и воду.


Наш оберег готов!
Возможно, обращаясь к оберегу с просьбами о гармонии и счастье, мы пробуждаем свои внутренние силы, помогающие нам в достижении добрых целей.


Мастер-класс "Обережная кукла Морена — богиня зимы"

Приобрести сизаль, джутовую веревочку, декоративные веники и другие натуральные материалы можно в нашем интернет-магазине

Идет удалый бог, Ярило-молодец

И снежный саван рвет по всей Руси широкой!

Идет могучий бог, враг смерти тусклоокой,

Ярило, жизни царь и властелин сердец!

Из мака алого сплетен его венец,

В руках — зеленой ржи трепещет сноп высокий;

Глаза, как жар, горят, румянцем пышут щеки...

Идет веселый бог, цветов и жатв отец!

Везде вокруг него деревья зеленеют,

Пред ним бегут, шумят и пенятся ручьи,

Ихором вслед за ним рокочут соловьи.

Идет он, светлый бог! — И села хорошеют!

И весь лазурный день —лишь смехда песни там.

А темной ноченькой уста все льнут к устам!

П. Бутурлин

Среди божеств, покровительствующих плодородию, самым поздним принято считать Ярилу, ибо связанные с ним обряды (ежегодные "проводы Ярилы) дожили до XIX в., тогда как имя Рода почти забылось к XVI-XVII вв., а от культа Велеса уцелел лишь уже описанный обычай оставлять на поле последнюю полосу колосьев.

Культ Ярилы олицетворяет идею весеннего плодородия, весенней "ярой" плодоносящей силы. Имя Ярилы происходит от корня "яр", представляя ярь (сок, растительная сила почвы) как высшее проявление производительных сил, обеспечивающих максимум плодородия, прибытка, урожая. Русское слово "ярый" означает "сердитый", "горячий", "огненный". О сильном огне также говорят "яркий". Корень "яр" вошел в собственные имена: Ярополк, Яромир, Ярослав. Яриле приписывался яростный, буйный мужской характер.

В "Слове о полку Игореве" "яр" и "тур" соединены в одно слово: Яр-Тур, а также в близкое к нему слово Буй-Тур, как бы усиливающее значение "яровитости", "ярости„ Тур - воплощение плодовитости, безудержных природных животворящих начал, обеспечивающих обилие, богатство и могущество. К сожалению, последний дикий тур давно убит, до наших времен дожили лишь приручение потомки туров — домашние быки и коровы. Туры отличались от них своими огромными размерами — бык достигал в холке почти двух метров — и цветом: они были черными, с белой полосой вдоль хребта, а коровы-"турицы" — гнедыми (темно-рыжими с черными хвостами). Тур отличался большой агрессивностью, хищные звери были бессильны против этого животного. У людей охота на тура считалась великим подвигом. Турьи рога были обязательной принадлежностью божеств изобилия ("рог изобилия").

Ярила олицетворял мужскую оплодотворяющую силу, поэтому весенние празднества в его честь приобретали за-клинательный смысл, а широко распространенные "проводы Ярилы" в дни летнего солнцестояния отражали полное отмирание старого зерна-семени, посаженного в землю весной, и вызревание новых зерен в колосьях. Ярило-зародитель вдохнул жизненную силу в зерно и теперь передает власть Живе-охранительнице — богине жизни, чтобы она, спокойно и деловито, позаботилась о новом урожае.

От Ярилы зависели и дожди, и ясная погода, и урожай нив, счастье и благосостояние смертных. Дождь поэтому величался крестьянами кормильцем, и при накрапывании первого весеннего дождя к нему обращались так:

Поливай, дождь! На бабину рожь, Па дедову пшеницу, На девкин лен Поливай ведром. Дождь, дождь! припусти, Посильней, поскорей, Нас, ребят, обогрей.

Интересно описание ритуала, относящееся к Белоруссии

конца первой половины XIX в. Центральный фигурой выступал Ярило. Его изображала женщина, наряженная мо

лодым красивым босоногим мужчиной в белой рубахе. В правой руке она держала человеческую голову, в левой -ржаные колосья, голову ее украшал венок из полевых цветов. Девушку, изображавшую Ярилу, сажали на белого коня, привязанного к столбу. Вокруг нее девицы в венках водили хоровод и пели песни. Сохранилось начало одной из них:

"Волочилося Ярило по всему свету, полю Жито родил, людям детей плодил. А где он ногою, там Жито копною, а куда он взглянет, там колос зацветает".

В других источниках также описывается празднество, посвященное Яриле. Оно отмечалось на Руси ежегодно 4 июня вплоть до XIX в. Церковь заменила языческий устойчивый календарь на подвижный пасхальный и отменила праздники, попадающие на Петровский пост (от 16 до 29 июня). Чествование Ярилы совпало с переходящим праздником Троицы, либо устанавливалось на следующий день после нее, либо вообще в конце июня. В христианской мифологии Ярило связывался со святым Юрием (Георгием), но полного слияния этих образов не произошло.

Сохранились воспоминания, как в Воронеже, на площади за старыми воротами, куда сходились городские и окрестные сельские жители на ярмарку, затевались игры, пляски, угощение, кулачные бои. Празднеством руководил "юноша в бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами, с набеленным и нарумяненным лицом, изображавший собой Ярило". В старину люди с нетерпением ожидали это торжество, надевали свои лучшие одежды и с неистовым весельем предавались праздничным игрищам. Гуляния с песнями и плясками продолжались иногда всю ночь вокруг костров, горевших на возвышенном месте. В некоторых местах эти гуляния называли ярил ками (ярильным днем). Молодые девушки приходили на празднество "поневеститься". Гуляния сопровождались ве-селиьем, хороводами, поцелуями через венок из свежих цветов и трав.

Обычно праздник проводился на холме - на особом месте называемом "Ярилина плешь". Кукла Ярилы, обычно

изображавшая старика, хоронилась весело, со смехом, с непристойными шутками и притворным плачем. Кое-где фигуры Ярилы и Ярилихи изготовляли из глины, потом фигуры разбивались и сбрасывались в воду. Проводы Ярилы являлись одновременно проводами весны — так же, как и в праздниках Костромы, Костробуньки, Купалы.