Страны Востока. Древний Восток. Краткая история древнего востока Что дали миру страны древнего востока

1.Понятие Древний Восток.Особенности истории и культуры Древнего Востока

Культура Древнего Востока

Понятие «Древний Восток» охватывает цивилизации, складывающиеся с IV-V тысячелетий до н.э. и существующие на огромной территории от Египта до Китая. Древний Восток – это совокупность очень далеких друг от друга по географическим и хозяйственным условиям, по культурным особенностям стран и народов.

Религия играла главную роль в восточном обществе. Она санкционировала и освещала политическую власть, способствовала обожествлению правительства, охраняла незыблемость социальной структуры. В религиях Древнего Востока на второй план отходят первобытные верования и культы, а на первый выходит религиозный культ могущественных богов.

Сохраняются черты ранних религиозных представлений (магия, фетишизм).

Главная черта религии – политеизм (многобожие). Каждая религиозная система вырабатывала более или менее стройную доктрину, которая наглядно отражалась в системе мифов, повествующих о славных деяниях и великих заслугах богов, героев, их мудрости и сверхъестественном могуществе.

Различные формы культуры начинают существовать самостоятельно, т.е. культура становится специализированной.

Развитие хозяйства приводит к возникновению письменности и науки. Письменность первоначально служила чисто хозяйственным нуждам, но со временем проникла в политико-административную деятельность и религию. Появляется особое сословие – писцы, появляются школы, из писцов происходят первые литераторы. Возникает наука: математика, астрономия, медицина.

Особенности древневосточного искусства.

1. Неотделимость художественного сознания от сознания религиозного и от сознания «производственного». Ни одно из произведений искусств не создавалось в отрыве от религиозного культа.

2. Информационность. В памятниках культуры прослеживается отчетливое преобладание информативного начала.

3. Иерархичность. Проявляется в постоянном стремлении показать, какое место в обществе занимает тот или другой персонаж. Это достигалось двумя способами – через атрибутику или масштаб. Каждый изображаемый имел определенные регалии.

4. Каноничность, т.е. наличие обязательных норм (построение изображения). Эти нормы закреплялись религиями.

В середине II тыс. до н.э. в Индию с севера вторглись племена ариев, которые создали величайшие памятники культуры духовной: произведения по вопросам религии, философии, изучению окружающего мира.

О религиозных верованиях Индии дают представление Веды – великий памятник древнеиндийской словесности, до сих пор почитаемый в Индии в качестве священного текста, свод непререкаемых истин и незыблемых правил поведения.

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную так и духовную. В середине I тыс. до н.э. здесь формируются три идеологических направления – даосизм, учение Конфуция и буддизм.

Основателем конфуцианства был проповедник Кун-цзы (учитель Кун). Во II–I вв. до н.э. учение Конфуция становится господствующей идеологией правящих классов. Основное содержание конфуцианства – обожествление императора и освящение его власти. Основателем даосизма был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о дао и дэ». Дао – это путь, корень всего, мать всех вещей. Важнейшая черта культуры Древнего Египта - протест против смерти. На основе этого родилось вероучение, согласно которому смерть не означает конец: прекрасная жизнь на Земле может длиться вечно, умершего может ждать воскрешение.

Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон – это живое подобие Солнца.

2.Формирование раннеклассового общества и государства в Древнейшем Египте.Периодизация истории Древнего Египта

2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ

2.1 ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

В долине Нила великой африканской реки, именно здесь в этой таинственной стране фараонов сформировалась цивилизация. Здесь все приняло самобытный, обособленный характер: и религия, и культура, и государство. Уже древним грекам Египет казался страной чудес. Даже могучий Рим, вступив в тесные отношения с Египтом, не смог сорвать с него мистического покрывала таинственности.

История Древнего Египта делится на ряд периодов:

1. 3100-2800 гг. до н.э. - период Раннего царства или период царствования первых трех династий египетских фараонов;

2. Около 2800-2250 гг. до н.э. - период Древнего, или Старого, царства, в который включается время царствования III- IV династии;

3. Около 2250-1700 гг. до н.э. - период Среднего царства, время царствования XI-XII династий;

4. Около 1575-1087 гг. до н.э. - период Нового царства, время царствования XVIII-XX династий египетских фараонов.

Периоды между Древним, Средним и Новым царствами были временем хозяйственного и политического упадка Египта. Египет Нового царства - первая в истории мировая империя, огромное разноплеменное государство, созданное путем завоеваний соседних народов. В его состав вошли Hyбия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые естественными ресурсами области. В конце Нового царства Египет приходит в упадок, становится добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян, включивших его в состав Римской империи в 30 г. до н.э.

Египетское государство сложилось к концу IV тысячелетия до н.э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нил обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе со жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э. Во второй половине этого тысячелетия складываются первые государственные образования - номы, возникшие вследствие объединения вокруг храмов сельских общин для совместного ведения ирригационных работ. Территориальное расположение древних номов, вытянутых вдоль единой водной магистрали, очень рано приводит к их объединению под властью сильнейшего нома, к появлению в Верхнем (Южном) Египте единых царей с признаками деспотической власти над остальными номами. Цари Верхнего Египта к концу IV тыс. до н.э. завоевывают весь Египет. Предопределял раннюю централизацию древнеегипетского государства и сам характер хозяйства, связанный с постоянной зависимостью населения от периодических разливов Нила и необходимостью руководства из центра трудом многих людей по преодолению их последствий.

Древний Египет по своему политическому устройству представлял собой самое централизованное, бюрократическое государство Древнего Востока. Только ему были присущи чёткие функциональные обязанности чиновников различных рангов. Это было государство, причины стабильности которого на протяжении тысячелетий всё ещё представляются загадочными.

Египетское государство в период Раннего царства еще напоминает древний достаточно примитивный племенной союз. Общины фактически владели землей на основе общинного землевладения, однако государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. Население состояло главным образом из свободных крестьян-общинников.

Наряду с царским обширным хозяйством существовали и другие крупные хозяйства. Царь, хотя и был на самом верху общественной лестницы, еще не выделялся среди могущественных вельмож. В результате многочисленных войн, которые велись в период Раннего царства, поставлялись пленники-рабы, использовавшиеся в крупных хозяйствах.

Также в это время произошло покорение Нижнего Египта Верхним, и в результате образовалось двуединое царство. Однако это единство было непрочным, и вся история Раннего царства пронизана борьбой между верхнеегипетскими завоевателями и Нижним Египтом

3.Объединение Египта и создание централизованного общеегипетского государства

Эпоха строительства великих пирамид

Объединение нижнеегипетского и верхнеегипетского царств привело к возникновению единого общеегипетского государства. Его правитель стал первым царем всего Египта и родоначальником первой общеегипетской династии. В списках царских династий, составленных Манефоном, он назван Миной. Стремясь сплотить Египет, Мина на стыке Дельты и долины основал столицу объединенного царства город Мемфис, один из крупнейших городов Египта. В столице был возведен храм богу Птаху. Фараоны первой династии начали строить себе особые гробницы в районе Абидоса. Это были внушительные сооружения с подземной камерой, стены которой обкладывали сырцовым кирпичом. При первой династии египтяне стали продвигаться и на богатый медью Синайский полуостров, о чем свидетельствуют надписи и изображения, и в частности, в районе Вади – Магхара.

При второй династии опять становится неспокойным Нижний Египет, одной из главных задач остается окончательное воссоединение страны. Главные события развернулись при фараоне Хасехемуи. На двух дошедших до нас его статуях Нижний Египет символически изображен поверженным, а надписи сообщают, что в одном случае число убитых достигает 48 205, а в другом – 47 209. Последние цари второй династии называют себя не только именем Гора – покровителем Верхнего Египта, а Гором и Сетом, т. е. уже находятся под покровительством и бога Сета, почитавшегося в Нижнем Египте. Миф об умерщвлении доброго бога Гора злым богом Сетом исключительно верхнеегипетского происхождения. Он отражал реальные события.

Видимо, при фараонах второй династии была успешно решена задача окончательного объединения Египта в одно сильное централизованное государство. Объединение всех египетских номов в рамках одного государства, организация единого управления страной привели к концентрации людских и материальных ресурсов в руках централизованного государства. Заметные успехи были сделаны в трех основных отраслях ремесла и техники: в металлургии меди, обработке камня и гончарном деле.

Вообще, объединение египетских областей (или номов) в руках одного древнеегипетского государства привело к сверхконцентрации человеческих ресурсов и материальных ценностей в рамках одного центрального правительства. В экономической области главными задачами центрального правительства было поддержание единой ирригационной системы их отдельных локальных компонентов.

Наблюдение за периодическими разливами Нила и прогнозирование наводнений, дела весьма важного для жизни всех подданных, требовало создание гибкой системы центрального бюрократического аппарата и использование армии для подавления мятежей, случавшихся из-за отказа повиноваться властям в кризисных ситуациях.

В результате победоносных завоеваний фараоны Верхнего Царства смогли осуществить вековую мечту своих далеких предшественников. Наконец могла быть построена мощная ирригационная система, пирамиды, как символ вечности, незыблемости и сакральности царской власти.

При объединении двух царств в одно могущество фараона достигло небывалых вершин.

Это был тот редкий случай в истории Древнего Египта, когда царская власть отобрала вожжи управления у клана жрецов. Громкие военные завоевания заставили духовных лидеров оказаться от завоеванных ранее позиций и уйти в тень. Это не означало, что последние отказались от борьбы за реальную власть, это означало, что они изменили методы борьбы. Между светской и духовной властью продолжалась тайная подковерная борьба, в которой победитель получал не только власть, но и жизнь.

Эта историческая эпоха подарила потомкам множество исторических памятников, которые наглядно демонстрировали достаточно высокий уровень развития техники. Как грандиозные памятники, так и золотые украшения поражают своей совершенной техникой исполнения. На табличках, обнаруженных при раскопках, найдены изображения фараона Нармера, который держал за волосы своего врага, фараона Нижнего царства. Причем Нармер изображен с атрибутами Гора, а его соперник с атрибутами Сета, ставшего злым богом.

Эпоха строительства пирамид

Эпоха Древнего царства – начало строительства грандиозных сооружений из камня (пирамиды, храмы, крепостные стены) – потребовала высокого искусства обработки камня. Тщательно отделанные поверхности громадных каменных блоков, из которых сложены пирамиды фараонов четвертой династии, роскошная облицовка из плит – зримые свидетельства мастерства египетских каменщиков. Важную роль в укреплении центральной власти сыграла новая концепция обожествления царя. Обожествление царя не просто добавляло ему авторитета, но и было своеобразной чертой времени. Принадлежность к власти было своеобразной чертой времени. В далекой древности принадлежность к царскому роду требовала доказательства божественной природы власти. Власть, признаваемая людьми, могла иметь только божественный характер. Власть, не нуждающаяся в божественном обосновании своего величия, была обречена на поражение. Жрецы часто пользовались этим сакральным обстоятельством, и власть фараона, который им рискнул не понравиться, запросто могли объявить неугодной богу Ра или Осирису. Эти золотое правило дворцовых заговоров покалечило правление не одного фараона. Чтобы подчеркнуть особый характер власти, неземное могущество фараона, его прямую причастность к миру богов, его погребение получает принципиальное иное решение. Джосер (фараон) возводит себе гробницу невиданных доселе размеров и формы: в виде поражавшей воображение тогдашних людей ступенчатой пирамиды высотой в 60 м, имеющей в основании 160 х 120 м (около 2 га). Любой фараон, отошедший в мир иной, становился богом на земле и собеседником Осириса в ином мире. Сам характер построения подобных сооружений носил сакральный характер. На фоне данного сооружения человек неизменно чувствовал себя маленькой песчинкой, которую вот-вот поглотит жизненный океан. Древний египтянин простирался ниц перед царственным сооружением, поражающим его воображение. На фоне пирамид происходили царские парады и торжественные выезды сына бога на земле, возращение с победой и некоторые культовые отправления.

4.Общеегипетское государство в период среднего царства21 -18века до н.э.

Распад централизованного государства на полусамостоятельные, враждующие между собой номы привел к упадку общеегипетской ирригационной сети, кризису экономики и прежде всего сельского хозяйства. Как ни старались отдельные предприимчивые номархи преодолеть экономическую разруху, голод, упадок строительства, ограниченных средств небольших номов явно не хватало для выхода из тупика.

Хозяйственная разруха и голод вызывали недовольство народных масс, которое прорывалось в протестах и даже открытых восстаниях беднейшей части египетского населения.

Внутренним упадком Египта воспользовались соседние племена ливийцев на западе и кочевников на востоке, которые опустошали Дельту.

Борьба Гераклеополя и Фив за объединение Египта.

Однако необходимость ликвидации тяжелой разрухи ставила проблему восстановления сильного египетского государства. Борьба за новое объединение Египта началась и на севере, и на юге. На севере объединительным центром стал Гераклеополь, на юге - Фивы. Вокруг Гераклеополя сплотились номы Южной Дельты и Среднего Египта. Гераклеопольским правителям удалось отразить нападение ливийцев с запада и кочевников-азиатов из Синая, построить в Дельте ряд крепостей. Они даже объявили себя царями Верхнего и Нижнего Египта, прeтендуя на общеегипетскую корону (IX - X общеегипетские династии). Однако их власть не распространялась на всю страну. Вокруг города Фив, удобно расположенного в большой излучине Нила, сплотились южные номы, которые не признавали власти Гераклеополя. Итогом ожесточенной борьбы между Гераклеополем и Фивами была победа фиванского правителя Ментухотепа.

Ментухотеп стал основателем XI общеегипетской династии (XXI в. до н.э.), которая объединила разрозненные номы в сильное централизованное государство. Начался новый расцвет египетского общества, государства и культуры, который продолжался около трех столетий и получил название Среднего царства (2050 - 1750 гг. до н.э., XI - XIII династии).

Состояние экономики. Общественные отношения.

Фараоны XI, но особенно XII династии, сосредоточив в руках центрального правительства людские и материальные ресурсы страны, восстановили общеегипетскую систему, существовавшую в эпоху Древнего царства.

Поэтому центральное правительство предприняло крупные ирригационные работы в обширной и болотистой, бывшей до сих малопригодной для земледелия фаюмской котловине. Был прорыт магистральный канал, соединивший фаюмскую впадину с Нилом, а ранее заболачиваемое озеро стало колоссальным водохранилищем, из которого через систему дополнительных каналов орошалась окрестная территория. Фаюм стал цветущим сельскохозяйственным районом Египта с многочисленным населением. Одним из центров оазиса стал новый город Иллахун, построенный по всем правилам градостроительного искусства, с широкими, пересекающимися под прямым углом улицами. Здесь же, у входа в Фаюмский оазис, было возведено грандиозное каменное здание с тысячами комнат, коридоров, переходов, разнообразными залами, которое греки назвали Лабиринтом. Это был заупокойный храм одного из самых удачливых фараонов XII династии Аменемхета III (около 1850 - 1800 гг. до н.э.). Чтобы обезопасить вновь освоенный район Фаюма от набегов ливийцев, на его западных границах была возведена мощная крепость с постоянным гарнизоном.

Обширные ирригационные работы проводились и в Дельте. Все это делало Южную Дельту, Фаюм и прилегающие области жизненно важными центрами государства, и именно сюда, в новый город Ит-тауи ("соединяющий обе земли"), фараоны XII династии перенесли свою резиденцию из Фив. Введение новых освоенных площадей способствовало подъему всего сельского хозяйства: появляется более удобный плуг, облегчающий труд пахаря, выводятся новые породы крупного рогатого скота, а также тонкорунных овец, дающих ценную шерсть.

В это время египтяне освоили бронзу - металл, который по своим качествам намного превосходит более мягкую медь. Из других важнных достижений следует отметить появление принципиально новой отрасли - производство пастового стекла (изделия из него не выдуваются, а изготовляются путем разлива расплавленной массы-пасты в специальные формы.

Развивавшаяся экономика давала значительные издержки продукции: зерна, ремесленных изделий. Но Египет нуждался в металлах, особенно в олове и серебре, в строительном дереве. Все это активизировало торговые операции, охватывающие теперь значительно больший ареал, чем в эпоху Древнего царства. Египетские торговые караваны через Дельту и Суэцкий перешеек, через палестинские и сирийские горда доходят до Малой Азии и Вавилонии. Одним из центров северо-восточной торговли Египта был город Библ в Финикии. Именно через Библ в Египет шли олово и серебро из Малой Азии, ценный ливанский кедр и строевой лес. Египтяне устанавливают связи с государством на Крите. Критские вещи обнаружены в Египте, а египетские - в развалинах кносского дворца.

Другим направлением торговли было южное - в богатую золотом Нубию и далекую страну Пунт. Обычно торговая экспедиция формировалась в Фивах и по снабженной колодцами дороге в ущелье Вади Хаммамат прибывала в порт Гасуу на берегу Красного моря. Здесь загружались корабли, которые брали курс или на Синайский полуостров, к району медных рудников, или на юг, в Пунт, откуда привозили эбеновое дерево, слоновую кость, благовония, экзотических животных.

Торговые связи с Нубией шли по Нилу, и чтобы облегчить плавание, при Сенусерте III был проведен обводной канал, позволявший обогнуть один из труднопроходимых нильских порогов

5. Египет Нового царства.

В середине II тысячелетия до н. э. Вавилония в результате внутренних процессов и внешних вторжений теряет свою ведущую роль в рабовладельческом мире. Ассирия постепенно становится наиболее сильной из переднеазиатских держав, но её политическая мощь начинает ощущаться в полной мере лишь в последней четверти II тысячелетия. Преобладающее положение среди рабовладельческих держав в середине II тысячелетия переходит к Египту.

Период Нового царства, начавшийся с поражения и изгнания гиксосов, завоевавших большую часть Египта в конце Среднего царства, продолжался около 500 лет, в пределах с XVI по XII в. до н.э. На него приходятся три манефоновские династии: XVIII, XIX и XX, время правления которых падает соответственно приблизительно на XVI-XIV, XIV-XIII и XIII-XII вв. до н. э.

Время Нового царства является периодом дальнейшего роста рабовладельческих отношений и значительного развития рабовладельческих хозяйств частных лиц. Царская власть в это время пытается опираться на более широкие слои рабовладельцев, стремясь к ограничению могущества знати. Именно опора на более широкие слои свободного населения позволила царям Фив, возглавлявшим южное царство, которое было более или менее независимым от гиксосов, захвативших Северный Египет, встать во главе борьбы против иноземных завоевателей.

В период Нового царства Египетское рабовладельческое государство уже не было ограничено, как прежде, лишь долиной Нила ниже первых порогов. Война с иноземными завоевателями сменилась захватническими походами за пределы Египта. Фараоновское царство стало громадной по тем временам державой. Однако львиную долю добычи от этих походов получила знать, тогда как народные массы терпели нужду и лишения. От времени Нового царства до нас дошли сведения о выступлениях ремесленников, о восстаниях народных масс в конце правления XIX династии.

6.Египет в поздний период

Египет в поздний период

С падением ок. 1075 г. до н. э. единого централизованного государства Нового царства Египет вступает в Поздний период (1075-332 гг. до н. э.) своей истории. Главное его отличие от предшествующих эпох состоит в нарастающей и к концу IX в. до н. э. достигшей максимума децентрализации египетского общества. В III-II тысячелетиях до н. э. царская власть в Египте опиралась на обширное, в эпоху наибольшей централизации охватывавшее всю страну государственное хозяйство. Сразу после падения Нового царства эта единая структура распадается на ряд обособленных хозяйств, находящихся гиппод контролем правителей отдельных египетских номов и тесно связанных с ними номовых храмов. На базе ресурсов этих хозяйств правители номов создают собственные административный аппарат и войско. Те земельные участки, которые выделялись государством в эпоху Нового царства крупным чиновникам в условное держание, с исчезновением общеегипетской центральной власти постепенно превращаются в их полную собственность. Неудивительно, что значительную часть Позднего периода Египет находится в состоянии политической раздробленности. Объединения Египта в это время возникают за счет либо усиления влияния одной из местных группировок египетской элиты XXIV, XXVI и XXVIII саисские, XXIX мендесская и XXX севеннитская династии), либо установления над страной иноземного владычества (XXII-XXIII ливийские, XXV нубийская и XXVII персидская династии); при этом представители общеегипетских династий вынуждены мириться с небывало высокой самостоятельностью номов, основанной на сохранении под контролем их правителей местных хозяйств. Реальное политическое влияние в стране на протяжении всего Позднего периода находится в руках номовых группировок египетской элиты. С этим в огромной мере связан и упадок внешнего могущества Египта, так как находившихся в руках общеегипетских династий I тысячелетия до н. э. экономических и людских ресурсов было недостаточно для создания сильной и боеспособной армии. За исключением нескольких непродолжительных эпизодов, Поздний Египет не ведет завоевательных войн, а напротив, становится объектом завоевания со стороны своих африканских соседей и, позднее, великих держав Передней Азии

7.Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта

Древний Египет - первое государство на Земле, первая и великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

Важнейшая черта культуры Древнего Египта - протест против смерти, которую египтяне считали ненормальностью. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Специалисты-культурологи считают, что ни в одной другой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте1. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта - и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на Земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено, средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице - пирамиде.

Пирамиды строились для фараонов (так называли в Египте царей) и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой - ка, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались - это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ. Пирамиды, таким образом, свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в древнеегипетском обществе.

В III-II тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы - постройки для богов - строились из камня. Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленных жертв со стороны народа. История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но можно предположить, что, если бы египтяне с таким упорством и самоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы более динамично.

Самая ранняя из египетских пирамид - пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тысяч лет назад, ступенчатая и возвышающаяся, как лестница, к небу.

Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам - пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 146,6 м (сейчас 137 м), площадь - около 55 000 м2. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2-3 тонны. Ученые подсчитали, что на строительство этой пирамиды пошло 2 300 000 таких камней. Удивительно строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно даже просунуть иглу. Снаружи пирамида Хеопса облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами.

Государства Древнего Востока

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Государства Древнего Востока
Рубрика (тематическая категория) Политика

Первые государства возникли в IV тысячелœетии до н.э. на землях Междуречья (Двуречья) и Египта. Их возникновение было во многом обусловлено уникальными природными условиями, поскольку плодородные долины рек (Нила, Тигра и Евфрата) были способны давать очень высокие урожаи зерновых культур даже при крайне примитивной технике обработки земли.

Необходимым условием эффективного ведения хозяйства в плодородных речных долинах было строительство и поддержание в порядке сложных ирригационных систем. Эта задача не могла быть решена в рамках первобытно-общинной организации общества. Решить её было способно только государство - такая форма организации общества, где власть обладает относительной самостоятельностью от общества и опирается на аппарат принуждения при обеспечении исполнения своих решений.

Первые очаги государственности возникали вокруг городов - храмовых центров. При этом закономерностью развития древнейших государств был процесс государственного объединœения всœей территории плодородных речных долин, поскольку только ирригационные сооружения, ориентированные на регулирование водного режима на всём протяжении течения рек были наиболее эффективными. В 3118 году до н.э. впервые в рамках единого государства был объединён Египет. В Древнем Двуречье решение этой задачи встретило на своём пути больше препятствия и оказалось под силу только правившему в 2316 - 2226 гᴦ. до н.э. царю города Аккада Саргону. На рубеже XIX - XVIII вв. до н.э. возникло Вавилонское царство, достигшее вершины своего могущества в годы правления царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), издавшего знаменитые законы.

В Египте и Двуречье сформировался тип государства, именуемый восточной деспотией, при котором вся полнота власти была сосредоточена в руках правителя. Это обстоятельство было предопределœено особенностями хозяйственного строя, требовавшего быстрых, своевременных, организованных действий большого числа людей, необходимых для строительства ирригационных сооружений и поддержания их в надлежащем порядке.

Первые деспотии Древнего Востока отличал застойный характер, поскольку их жизнь находилась в неразрывной связи с извечными циклами природы и прочно привязана к плодородным долинам рек.

Огромное значение для развития государств Древнего Востока имело начало применения желœеза при изготовлении орудий труда и оружия. В связи с этим значительно возросли площади, способные давать прибавочный продукт в земледелии, и государственные границы получили возможность освободиться от жёсткой привязки к очертаниям плодородных речных долин.

Военные деспотии Древнего Востока представляли собой внутренне неоднородные, конгломератные государственные образования. По этой причине всœе они имели недолгую историческую судьбу. Период стремительного возвышения сменялся временем упадка и гибели, и на смену одной военной деспотии приходила другая, с тем, чтобы неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время спустя кануть в Лету. Первой ʼʼвзошла звездаʼʼ державы хеттов - воинственных племён Малой Азии, первыми на планете овладевших секретом изготовления оружия из желœеза. Вслед за ней, сменяя друг друга, возвышались и гибли другие военные деспотии.

В Х - VII вв. до н.э. наступил ʼʼзвёздный часʼʼ Ассирии, когда возникшее на севере Двуречья государство распространило свою власть на всю Малую Азию, покорило Вавилон, Финикию, Иудейское и Израильское царство в Палестинœе, Египет, земли персидских и мидийских племён.

В VII в. до н.э. союз мидийских племён отказался подчиняться Ассирии и основал собственную державу.

В VI в. началось возвышение Персидской державы. Освободившись при царе Кире II (558 - 530 до н.э.) от власти Мидии, персы начали завоевательные походы. Им удалось покорить Двуречье, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию, Египет. При царе Дарии I (522 - 486 до н.э.), завоевавшем Запад Индии, сложилась новая административная система управления, призванная предотвратить племенной сепаратизм. Империя была разделœена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила налоги исходя из площади и плодородия обрабатываемой земли. Для удобства расчётов и торговли началась чеканка серебряной монеты.

При этом и Персидской державе суждена была недолгая судьба. Она погибла в столкновении с Древней Грецией.

Лекция № 3

Государства Древнего Востока - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Государства Древнего Востока" 2017, 2018.

Сессия неотвратима, как птичий грипп - или финансовый кризис. Увы, это понимаешь только тогда, когда «час Х» уже наступил - а ты к нему совершенно не готов. Сколько времени потребуется для того, чтобы написать отличный реферат или курсовую? А качественную дипломную работу? Неделя? Две? Месяц?

ПЯТЬ МИНУТ!

Именно столько потребуется, чтобы заполнить на нашем сайте. Опишите основные требования к нужной работе - и можете возвращаться к более интересным занятиям. Отныне Вашими проблемами займется агентство «Развитие».

Почему «Развитие»?

Потому что для Вас рефераты, курсовые или диплом - часть учебного процесса. Причем не самая приятная. А для нас это - работа. Которую мы любим. И знаем в ней толк. В агентстве «Развитие» заняты только дипломированные специалисты по всем отраслям - экономическим, техническим или гуманитарным. Вот только несколько цифр «Развития»:

  • Мы работаем в этой сфере уже 10 лет. Вдумайтесь: это два десятка учебных полугодий, в течение которых наши клиенты получали неизменно качественные рефераты, курсовые или дипломы на заказ.
  • Первый интернет-заказ на написание дипломной работы мы приняли в 2001 году. С тех пор агентство «Развитие» не ограничено не только тематическими, но и географическими рамками: мы выполняем рефераты, курсовые и дипломы всех специальностей из любой точки России и зарубежья. Достаточно заполнить форму онлайн-заказа, или связаться с нами по телефонам или e-mail - и Вам остается только вручить готовую работу своему преподавателю.

Теперь Вам не придется беспокоиться о несданной вовремя работе! Бессонные ночи, нервы и испорченное в библиотеках зрение Вам больше не грозят. Курсовые, рефераты и дипломы на заказ, выполняемые агентством «Развитие», спасут Вас от неминуемых последствий легкомысленного отношения к учебе - и гарантируют желаемую оценку. Достаточно заказать диплом в «Развитии» - и можно жить спокойно, забыв о бесконечной монотонной зубрежке.

Итак, почему рефераты, дипломы или курсовые на заказ, сделанные в «Развитии» - это стопроцентная гарантия качества?

  • Наши специалисты пользуются обширной научной библиотекой по всем специальностям, в которой представлены разнообразные пособия, тематическая периодика, практическая литература, энциклопедия, отечественные и переводные издания - вплоть до уникальных материалов, недоступным простым студентам;
  • В агентстве «Развитие» дипломы, курсовые или рефераты на заказ пишут только специалисты по данной отрасли. Все сотрудники агентства имеют профильное образование и обладают высокой квалификацией;
  • Вы оплачиваете работу только после того, как убедитесь в том, что она соответствует Вашим требованиям. Никаких «котов в мешке»!

Древнейшие в мире государства возникли на древнем Востоке - в странах Северо-Восточной Африки и Южной Азии. Здесь впервые зародились и научные знания, появилась письменность, достигли относительно высокого развития архитектура и другие виды искусства.

Почему именно в странах древнего Востока было положено начало современной цивилизации?

Люди начали заниматься земледелием много тысяч лет назад: женщины разрыхляли палками или деревянными мотыгами землю и бросали в нее зерна. Однако такими орудиями труда можно было обработать лишь немного земли, и то очень плохо, поэтому первые земледельцы собирали бедные урожаи. Ненамного улучшилось дело и тогда, когда появились медные орудия: медь - мягкий металл, орудия из нее быстро становились негодными.

Лучшие условия для земледелия были в долинах больших рек Северо-Восточной Африки и Южной Азии. Здесь почва была мягкая, разливы рек приносили много влаги и плодородный ил. Правда, людям приходилось вкладывать огромный труд в постройку каналов и плотин для орошения полей, а также для осушения болот, образовывавшихся при разливах. Но мягкую почву речных долин можно было обрабатывать медными и даже деревянными орудиями. Увлажненная плодородная земля речной долины, прогретая горячими лучами южного солнца, давала богатые урожаи даже при плохой обработке. Хлеба не только хватало, чтобы прокормить тех, кто обрабатывал землю, трудился на постройке плотин и каналов, но и оставались излишки. Еще более увеличился сбор урожаев, когда люди научились применять деревянную соху для вспашки полей. Стало выгодно иметь лишних работников: они могли сделать больше, чем было нужно для их существования. Поэтому стали обращать в рабство сначала пленных, а потом и своих обедневших соплеменников.

В IV-V тысячелетиях до н. э. в долинах больших рек Северо-Восточной Африки и Южной Азии начал складываться рабовладельческий строй, появились рабовладельческие государства. В долине реки Нила образовалось Египетское государство, в междуречье Тигра и Евфрата - города-государства шумеров и Аккадское царство, а затем возвысилось могущественное Вавилонское царство. Позднее образовались государства в долинах рек Инда и Ганга в Индии и реки Хуанхэ в Китае. С появлением железных орудий поливное (ирригационное) земледелие стало возможным и на землях с более твердым и каменистым грунтом. В связи с этим рабовладельческий строй распространился на новые районы Азии: Иран, Закавказье, Малую Азию, долину реки Аму-Дарьи. Все эти страны объединяют общим названием - древний Восток.

Еще древние римляне всю восточную часть своей огромной империи называли «Восток». Это название закрепилось за странами Восточного Средиземноморья, а позднее распространилось и на территории к востоку от них.

Рабовладельческие государства древнего Востока почти непрерывно воевали между собой, стремясь захватить рабов и другую добычу. Более сильные государства разоряли и покоряли более слабые. В VIII в. до и. э. усилилась Ассирия - первоначально небольшое государство на берегах реки Тигра. Ассирийцы завоевали не только почти всю Переднюю Азию, но и большую часть Египта, обложив покоренное население тяжелой данью. В VI в. до н. э. образовалось огромное Персидское царство. Его владения простирались от берегов реки Инда до обширных пустынь Африки. Для поддержания господства немногочисленной кучки рабовладельцев над массами рабов и бедноты, над покоренными народами была необходима сильная царская власть. Государства древнего Востока в большинстве своем были деспотиями: царь считался богом или приравнивался к нему, власть царя ничем не ограничивалась, ему принадлежала вся земля и вода в стране, его слово было законом. Царя окружала ослепительная роскошь.

Однако огромные древневосточные деспотии, беспощадно угнетавшие трудовое население, были непрочными: их силы подрывались почти непрерывной борьбой народных масс за свое освобождение.

В IV в. до н. э. рухнуло и обширное Персидское царство под натиском греко-македонского войска. В Переднюю Азию и Египет проникли новые завоеватели - македоняне и греки.

Несмотря на разорительные войны, беспощадное угнетение трудящихся масс, народы древнего Востока по развитию культуры шли впереди всего человечества. Здесь было много искусных ремесленников, художников и ученых. Трудом крестьян и рабов были созданы огромные по тому времени каналы и плотины, выстроены крупные города с замечательной архитектурой.

За три тысячи лет до нашей эры, когда еще почти всю Европу покрывали девственные леса и болота, а жители ее занимались охотой и рыболовством, в странах Востока на сотни километров уже расстилались возделанные трудом земледельцев и рабов поля и сады, пересеченные каналами. Народы древнего Востока освоили многие неизвестные ранее полезные растения: хлопок, лен, чай, виноград, - приручили коз, овец, верблюдов, ослов, коров, а позже и лошадей, птиц, кошек и других животных.

В то время как в Европе лишь кое-где ютились убогие поселки охотников, рыболовов и первых земледельцев, на древнем Востоке уже существовали крупные города с шумными рынками, с кварталами ремесленников, где выделывали тонкие ткани, лепили, обжигали и расписывали посуду, изготовляли изящные украшения. В городах возвышались башни, откуда жрецы вели наблюдения за небесными светилами, величественные храмы и дворцы. Между городами древнего Востока пролегали оживленные караванные дороги.

Развитие хозяйства на древнем Востоке привело к возникновению там науки и письменности.

Благодаря работам, связанным с измерением полей и проведением каналов, с подсчетом урожая, запасов продовольствия и т. и., возникла математика - геометрия и арифметика. Счет времени, которым мы сейчас пользуемся, впервые появился на древнем Востоке, люди уже тогда делили время на годы и месяцы, а в некоторых странах также и на недели, сутки, часы и минуты. Начало счета времени было положено наблюдениями земледельцев за движениями Солнца, Луны и других планет.

Ученые древнего Востока хорошо изучили движение пяти видимых невооруженным глазом планет, умели даже предсказывать такие явления, как затмения Солнца и Луны.

В странах древнего Востока появились искусные врачи, которые умели лечить некоторые болезни и даже делали простейшие операции.

Древний Восток - родина письменности. Ее возникновение и развитие были вызваны накоплением знаний, которые держать в памяти было уже невозможно, ростом культурных связей между людьми, а затем и потребностями государств. Различные народы древнего Востока по-разному развивали и совершенствовали письменность, создав, наконец, и первые виды алфавитного письма. Переработанное позднее греками легло в основу и нашей современной азбуки.

Огромен был вклад народов древнего Востока в мировую культуру. Давно исчезли древневосточные рабовладельческие государства, многие из шумных когда-то городов лежат в развалинах, занесенные песками, но упорный труд народа не пропал даром. Созданная в течение тысячелетий высокая культура была унаследована народами, жившими позднее, развита ими и легла в основу современной культуры человечества.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Quator . ru –студенческий портал России. Учебные материалы для студентов: лекции, шпоры, конспекты, учебники более чем по 300 предметам.

Quator . ru – Все лучшее студентам!

1. Понятие Древний Восток. Периодизация истории Древнего Востока.

Понятие ДВ – не географическое, а историко-культурное, социополитическое или цивилизационное.

История государств начинается на Востоке. Плодородные долин Нила, Тигра, Евфрата уходили своими корнями в древнейшие очаги цивилизации. Именно здесь возникли древнейшие социальные и политические институты, совокупность которых определила очертание наиболее ранних модификаций человеческого общества.

Совершенный на рубеже палеолита и неолита переход от присваивающего хозяйства к производящему (т. н. неолитическая революция) совершили поистине революционную роль в истории человечества.

    В условиях оседлой и обеспеченной жизни новые условия сыграли важную роль в изменении всего образа жизни человека. Увеличение рождаемости (рост фертильности). Это привело к большей выживаемости детей. Рост населения привел к усилению миграции (демографическое давление).

    Производство и потенциал земледельческого населения стал настолько существенным, что появилась объективная возможность создания избыточного продукта за счет чего можно было содержать освободившихся от производства людей, которые могли выполнять административные функции и тогда на Востоке возникли первые протогосударственные формы.

Типы государств древнего востока

Древневосточная деспотия - Низменности и долины, прорезаемые и орошаемые великими реками ­(Нил, Тигр и Ефрат. Инд, Хуанхэ) - Древний Египет (От Раннего до Позднего царства), Месопотамия в период царства Аккада, III династии Ура, I аморейской династии (государство Хаммурапи), Китай в эпохи Шан-Инь и Чжоу.

Военная монархия - Безводные плоскогорья с обширными степями и равнинами (Иранское нагорье, центральные районы Малой Азии, Западный Китай) - Хеттское царство, Среднеассирийское царство.

Город-государство; олигархическая республика - Прибрежные территории, непосредственно примыкающие к морю; место пересечения важнейших торговых путей - Восточное Средиземноморье (Сирия, Финикия), Малая Азия (западная часть), Северная Индия.

Военно-административные объединения древности (мировые державы древности) - Все перечисленные - Новоассирийское царство, Нововавилонское царство, Персия

Три эпохи Древнего Востока

    IV-III тыс. до н. э. Три основных центра: Египет, Шумер, Древняя Индия. Именно здесь была создана та культура, которая предопределила развитие Востока: Письменность, архитектура. В этот период возникают первые номовые государства.

    II тыс. до н. э. – 1 треть I тыс. до н. э. Усложняется картина формирующихся очагов цивилизации: Китай. Наблюдается прогресс в С/х, используется активнее металл (медь, бронза). Расширяется торговля, усложняется картина социального развития. Появляется ростовщичество и долговая кабала. Наблюдаются социальные взрывы. Создаются обширные военно-административные державы (Ассирия). В конце периода появляется железо.

    Середина I тыс. до н. э. – середина I тыс. н. э. Заключительный этап истории ДВ. В это время появляются новые державы: Нововавилонское царство, Персия. В это время восточные державы устанавливают контакты с европейскими странами. Происходит дальнейшее развитие торговли, ремесла и товарно-денежных отношений. И происходит кризис традиционных форм эксплуатации.

Основным производителем материальных благ в ДВ был сам хозяин. А в Греции – раб.

Основные центры древневосточных цивилизаций сложились в долинах великих зек - Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхэ. Необходимость регулиро­вания сложного режима этих рек определи­ ла некоторые общие черты в организации производства, известное единство древне­восточного мира. Вместе с тем конкретное изучение истории различных его регионов доказало глубокую индивидуальность каждо й из древневосточных цивилизаций, их неповторимое историческое своеобразие.

В истории Древнего Востока могут быть выделены три большие эпохи.

В первую эпоху (конец 4-III тыся­челетие до н. э.) на Древнем Востоке сущес­твуют три основных цивилизационных центра - египетский, шумерский и древ­неиндийский. Это первые в мире циви­лизации, основные достижения которых во многом определили все последующее развитие региона. В Шумере, Египте и долине Инда были созданы древнейшие системы письменности, получили развитие монументальная архитектура и искусство. Египетские пирамиды, ступенчатые храмы-зиккураты древнего Шумера, городские комплексы Хараппы принадлежат к числу выдающихся достижений человеческой культуры.

В Египте и Шумере первоначальной формой новых обществ были небольшие территориальные образования - так назы­ваемые «номовые» государства, которые вели между собой активную борьбу за политическую гегемонию. Постепенно раз­розненные владения объединялись в единое государство.

Во вторую эпоху (II - первая половина I тысячелетия до н. э.) картина историчес­кого развития намного усложняется, теперь уже группа различных государств образует политическую карту Древнего Востока. Во II тысячелетии до н. э. в долине Хуанхэ формируется новый очаг древнекитайской цивилизации, пока еще оторванный от других древневосточных центров, но, видимо, воспринимающий ряд культурных достижений соседних племен и народов. Города-государства складываются в Восточ­ном Средиземноморье (Угарит, Эбла, Библ, Алалах), в Малой Азии и Северной Месо­потамии, где формируются Хеттская и Ассирийская державы.

Заметные изменения происходят и в уже сложившихся в III тысячелетии до н. э. хозяйстве обществ. Некоторое развитие отмечается в поливном земледелии за счет усовершенствования орудий труда и агро­техники. Но особенно характерен прогресс для разного рода ремесленных производств, число и масштабы которых увеличиваются. Широкое внедрение различных метал­лических сплавов, и в первую очередь брон­зы, вело к необходимости расширения обмена и торговли. Оформляются междуна­родные торговые пути, растет количество торговых факторий, создаются своего рода международные объединения торговцев. Все это отразилось и на международных отношениях - начинается борьба за пре­обладание на торговых путях.

Создаются военно-административные державы – Ассирия. Появляется железо.

Усложняется и картина социального развития, формы эксплуатации становятся более разнообразными, иногда замас­кированными. В связи с развитием частной собственности появляются ростовщичество и долговое рабство.

Пополнение ресурсов стран за счет получения дани и прямого грабежа соседей, необходимость постоянного увеличения контингента рабов-военнопленных, попыт­ки в какой-то мере погасить внутренние противоречия проведением активной внеш­ней политики приводят, особенно начиная с середины II тысячелетия до н. э., к увеличению военных столкновений. Боль­шое значение придается развитию армии и военного дела, создаются специализи­рованные воинские подразделения, особую роль в сражениях начинают играть отряды колесниц. В XV-XIV вв. до н. э. разво­рачивается напряженная борьба между Египтом, Митанни и хеттами за господство в Восточном Средиземноморье.

Наконец, третья эпоха (середина I ты­сячелетия до н. э.- середина I тысячелетия н. э.) - это заключительные этапы сущес­твования древневосточных обществ. В Пе­редней Азии военная Ассирийская монар­хия уступает место гегемона Новому Вави­лону и Мидии. В VI-TV вв. до н. э. наиболее значительным военно-административным объединением древнего мира становится Персидская империя Ахеменидов. Вклю­чение в ее состав областей от Малой Азии и Египта до Средней Азии и Северо-Запад­ной Индии привело к усилению междуна­родных связей. Начиная со II в. до н. э. устанавливаются регулярные сношения с китайской цивилизацией, до этого развива­ющейся в относительной изоляции. Торго­вые караваны пересекают центральноазиатские пустыни, идет интенсивный обмен культурными достижениями, в Индии и Китае получает распространение одна из древнейших мировых религий-буддизм. Многие государства Ближнего Востока всту­пают в тесное взаимодействие с классовыми обществами Европы, представленными сначала государствами Греции, а затем Римской державой. В результате форми­руется обширный пояс древних цивилизаций, протянувшихся широкой полосой от Атлантического до Тихого океана.

Развитие торговли, товарно-денежных отношений, кризис традиционных форм эксплуатации. Основной производитель материальных благ на Древнем Востоке – свободный крестьянин.

Существует 2 пути развития: Азиатский и Европейский.

Причины: Для производства в Азии нужны были усилия все общины.

Пути развития ДВх государств:

    Характеризуется существованием двух секторов экономики: государственного и общинно-частного, при преобладании государственного. Это характерно для долины Евфрата (Месопотамия, Шумер)