Преподобный александр свирский. Александро-свирский монастырь

Русская земля обладает большим количеством преподобных - в древности они защищали людей от атак вражеских войск, наставляли и учили верить , напоминали о значении праведного существования.

Главное место среди святых занимает Александр Свирский . Он был известен не только своими предсказаниями и даром исцелять, но также тем, что мог видеть Святую Троицу.

Монах был рождён среди простых людей, его мать долгое время не могла забеременеть, но вымолила у Христа долгожданного ребёнка . При появлении дитя на свет она дала ему имя Амос, в честь одного библейского пророка. Он с самого раннего возраста учился плохо – Господ дал ему не земной разум, а свой небесный. В мальчике быстро возникло увлечение к духовности и вере, один раз он познакомился с монахом, они разговаривали долгое время. Вскоре он переехал в Валаам, а в возрасте 26 лет постригся в монахи.

С течением времени, как описано в житие Александра Свирского, он возвратился в свои родные земли, в Новгород, на реку Свирь. Некоторое время он проживал в полном одиночестве, употребляя лишь травы и сильно болея и страдая инфекциями. Но, по утверждению святого, скоро к нему пришёл один муж, который смог его исцелить. После нахождения кельи, возле святого стали сгруппировываться братия, так на этом месте со временем возник настоящий монастырь.

Святой чудотворец Александр вместе с собой принёс на земли не только мирный дух, но и стал его просветителем. В это время он доставил сюда каменные жернова, что по тому времени было неслыханным делом. В его земли часто приходили представители царского рода, так как инок считался молитвенником о русском императорском жилье. Для родственников монах являлся самым мудрым учителем, даже сам император Иван Грозный обращался к нему за помощью и особым советом.

Александр Свирский чудеса

Хотя слухами и рассказами об Александре Свирском наполнялась вся русская земля, он считался очень скромным и добрым, ходил по городу в дырявой одежде. Никто и не мог подумать, что перед ними стоит игумен. Вокруг него появилось большое количество святых людей. Святой монах создал несколько молитв, которые отличаются сильным покаянием различным духам.

Главный образ монаха возник после обретения , поэтому на этом образе он находится в лежачем положении. Икона, которая дитарированна ещё в XVI веке, является житийной - преподобный на ней виден по пояс, в монашеской одежде.

Правая его рука благословляет, а в левой имеется свиток. Возле расположены клейма, которые означают какие-то сцены из жизни монаха, и их очень много – больше одной сотни.

Иконография продолжала появляться и в последующее время, сегодня есть большое число разновидностей икон.

  1. Святой изображён во время явления к нему Святой Троицы – Ангелы в белых одеяниях смотрят на коленопреклонённого старца. Он тянет к ним свою правую руку, левая же прижата к его груди. Взор Ангелов смотрит прямо на святого. На нём одеяния чёрного цвета – это означает человеческую тленную природу.
  2. Преподобный в одежде схимника, правая рука развёрнута ладонью в сторону верующих людей, в левой руке расположен свёрнутый свиток. Волосы у монаха седые, слегка закрученные, а также борода круглой формы.
  3. Монах стоит, опираясь на свой посох, в правой руке у него находится Троица Рублёва. Голова святого покрыта капюшона для монахов, взор смотрит вперёд, прямо перед собой, но как бы вглубь, словно он видит что-то, что недоступна простому человеку.

Дата смерти Александра – 1533 год . Он ушёл из мира в возрасте 86 лет . Сразу же, как говорят летописи, на месте его могилы стали происходить необычные вещи. Признание монаха состоялось ровно через 14 лет – это довольно небольшой срок, но в этом случае особые доказательства были не нужны. По прошествии 100 лет монахи решили вскрыть гроб священника. Монах, с суждений братии, выглядел так, как будто он просто спит . Мощи было решено отправить в монастырский храм, туда стало приходить большое число паломников. Святые люди много раз просили у него благополучия и исцеления , а потом получали то, что хотели.

Во время революции был издан указ об изоляции музея, в 1918 году на территорию монастыря вторгся отряд красноармейцев. Церковь была полностью разграблена, а несколько монахов убито. При этом мощи вывезли намного позже. Во время вскрытия большевики застыли на месте от ужаса. Мощи святого Александра Свирского сохранились так хорошо, как будто он всё это время просто спал, а не был захоронен много лет назад. Вместо мощей большевики подложили на место захоронение восковую куклу, а останки монаха забрали с собой в неизвестном направлении.

Розыск мощей проходил в 90-х годах , когда в монастыре началась новая жизнь монахов. Тело святого было найдено в Военно-медицинской академии , где его скрывали на протяжении многих лет, чтобы не произошло уничтожения из-за строгих властей, выступающих против всего церковного. Сохранённые ткани до сих пор удивляют специалистов и учёных – ничего такого раньше они не видели. Тело святого было отдано церкви , сегодня оно вновь располагается на территории обители.

Храм Александра Свирского

Монастырь Александра Свирского продолжает существовать уже около 500 лет. Ранее на этой земле было расположено несколько заводов, своя пристань, а также подворье. В XIX веке это место считалось центром духовной жизни всего города.

Большое количество людей продолжают совершать паломничества в древний храм. Чудотворный Сергей продолжает нести свои обязанности и после ухода в иной мир. гласят о многом:

  1. Исцеление тела и своей души.
  2. Обретение либо усиление веры.
  3. Просят благословение на жизнь монаха.
  4. Молятся о своих родственниках и близких, которые свернули с верного праведного пути.

Православна церковь обычно упоминает о монахе несколько раз в год - в день, когда он ушёл из жизни (святой буквально ушёл к Господу во время сна), и в годовщину получения мощей святого. Пуская прекрасный пример жизни, священник поможет осуществлять вам праведные подвиги.

Когда Амос достиг совершеннолетия, родители собрались женить его, он же хотел лишь одного оставить мир для спасения души. Рано он узнал о Валаамском монастыре и часто в последующем думал о нём и в конце концов, по воле Господа, он повстречал Валаамских иноков. Долгое время проходила их беседа о святом монастыре, об их уставе, о трёх родах жизни монаха. И тогда он, воодушевлённый темой разговора, решил пойти на северный Афон. Перейдя через речку, на берегу Рощенсукого озера, святой услыхал чей-то странный голос, который сказал, что на своём месте он сделал обитель. Ивеоликий свет чудесно осветил его.

В то время когда он пришёл на Ваалам, игумен принял его и постриг, дав ему имя Александр в 1474 году. В это время ему было около 26 лет. Ревностно и долго инок стал трудиться, поститься и молиться. В это время на Ваалам вернулся искавший его отец, святой смог не только успокоить злого отца, но и убедить его постричься совместно с матерью в монахи. Родители решили принять предложение сына. Стефан постригся и приобрёл имя Сергий, а мать получило имя Варвара. Их захоронения до наших дней почитают в действующем Введено-Оятском храме.

Александр продолжал всё время подвизаться на Валааме, сотворяя чудеса и удивляя жестокостью своего бытия самых строгих иноков Ваалама. С первого времени он подвязался в общежитии, а потом в безмолвии на острове, который сейчас назван Святым, он провёл там около десяти лет. На святом острове и по наши дни имеется узкая и сырая пещера, в которую с трудом может залезть даже один человек. Здесь сохранилась и созданная себе же Александром могила.

Один раз, располагаясь на могиле, святой услышал зовущий его таинственный голос — Александр, уйди отсюда и возвращайся на прежнее место, на нём ты и сможешь спастись. Великий свет показал ему место, расположенное на юго-востоке, на берегу реки Свирь. Это произошло в 1485 году. Своё жилище святой возвёл на берегу Рощинского озера.

На полверсты от него можно было заметить Святое озеро, которое отделялось от него Стремниной горой. В этом месте он провёл в одиночестве несколько лет, употребляя не хлеб, а растения, которые произрастали поблизости. Монах решил открыть своё святое место боярину Андрею Завалишину, а через него потом и большому количеству людей. Обитель стала стремительно увеличиваться, а слава о ясновидении и исцелении страшных болезней, данными ему настоятелем, облеталась в скором времени по всей округе. Православные верующие люди ещё при своей жизни ублажали Александра Свирского как святого.

Явление Святой Троицы

На 23 году жизни монах увидел большой свет, а за ним трёх мужчин, вошедших к нему в жилье. Они были одеты в светлые одежды, и освещены небесным светом.

На месте появления Святой Троицы в скором времени была воздвигнута часовня, и до этого времени на этой территории содрогается душа людей, помышляя о близости Господа к святым.

В образе жизни монаха поражает и удивляет-то, что при большом количестве поданных ему божественных посещений, он всё время оставался простым иноком, который во всём хотел послужить братии и приходящим на территорию обители простым людям.

За несколько лет до своей смерти Господ вложил монаху в душу хорошее дело – создание каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. И один раз ночью, когда заклада уже кончилась, по концу молитвенного правила Преподобный увидел необычный свет, который озарил всю территорию монастыря, а в основании Покровский церкви, на месте алтаря в царственной славе сидела Пречистая Богородица с предвечным Младенцем, окружённая большим числом бесплотных сил небесных.

Монах упал лицом на землю возле величественной Богородицы, так как не мог увидеть сияния этого яркого света. Тогда Владычица приказала ему встать и утешила его обещанием стать неотступную от Обители и помогать ему во всех нуждах живущим в ней как при жизни Преподобного, так и после неё.

За один день до своей смерти монах призвал к себе своих собратьев и сказал им, что в скором времени произойдёт его преставление от временной этой прискорбной и печальной жизни в другую вечную жизнь, безболезненную и постоянно счастливую, а потом назначил после себя четырёх святых: Никодима, Иродиона, Исайю и Леонтия для избрания одного из них в игумена. После до самого момента своей смерти святой не переставал учить своих братьев богоугодной жизни. Умер преподобный Александр 30 августа 1533 года на 85 году своей жизни и, согласно завещанию, погребён в отходной пустыни, рядом с церковью Преображения Господня, по правую сторону от алтаря. В 1547 году его причислили к лику святых.

Все люди, обладавшие разными болезнями, приходя к гробу святого и обращаясь к нему, получали от него большие чудеса: слепые начинали видеть, расслабленные укреплялись духом, страдавшие другими заболеваниями получали крепкое здоровье, из бесноватых уходили все тёмные силы и демоны, бездетным дарились дети.

Преподобный Александр – это один из немногих святых, который был канонизирован вскоре после своей гибели, а именно по пришествии 14 лет.

Преподобный Александр Свирский появился на свет в 1448 году, в селе Мандере Олонецкой губернии. Родители преподобного, Стефан и Васса, были глубоко верующими людьми. Долгое время они не имели детей и лишь когда достигли зрелого возраста, Бог, в ответ на сердечные молитвы, даровал им долгожданное дитя. Сына назвали Амосом, в честь ветхозаветного библейского пророка.

Родители питали к Амосу самые нежные чувства, однако не забывали и об ответственности перед Богом за его воспитание. Когда ребенок подрос, его определили для обучения грамоте к опытному наставнику. Поначалу учёба не давалась ему. И Амос много молился о ниспослании помощи. Бог услышал его, просветил его разум. Со временем, благодаря благодатной поддержке и, конечно же, личному усердию, Амос стал значительно превосходить своих ровесников знаниями и благочестием.

От мирской суеты он отгораживался аскетическим деланием и молитвой. С юности изнурял свою плоть воздержанием, постами, бдением. Васса, с любовью и материнским переживанием, просила сына не подвергать себя столь тяжелым упражнениям. Он же её успокаивал, отвечая, что воздержание приятно ему.

По достижении Амосом брачного возраста родители хотели было устроить его личную жизнь: они желали, чтобы их сын создал семью. Но Амос всячески уклонялся. Сердце влекло его на монашеский путь.

Однажды Промысл Божий свёл его с Валаамскими иноками, прибывшими в его селение по нуждам монастыря. Они рассказали ему о Валаамской обители, говорили и об иночестве вообще. От этих тёплых рассказов его сердце воспламенилось и он стал упрашивать иноков взять его с собой. Но те отвечали, что не вправе без благословения настоятеля брать с собой детей без родительского изволения. Между тем один старец посоветовал Амосу не тянуть с исполнением желания, пока диавол не наполнил его сердце плевелами.

Когда Амос окончательно решился отправиться на Валаам, он помолился перед дорогой и тайно покинул родительский дом. Во время ночлега, на берегу красивого озера, находясь в полусне, он вдруг услышал таинственный голос. Взывавший к нему благословил его путь и возвестил, что однажды здесь будет воздвигнута обитель. Согласно преданию, Господь также послал ему ангела в образе путника, который довёл его до монастырских ворот.

Монашеский подвиг

По времени прохождения искуса, Амос, в возрасте двадцати шести лет, принял монашеский постриг и получил новое имя — Александр. Какое-то время спустя, после ухода Амоса из дома, отец, получил о нём весть и отыскал его в монастыре. Увидев в сыне изможденного подвигами, но возмужавшего и окрепшего духом подвижника, он излился слезами, но тот нашёл слова утешения и ободрил его.

Проведя в обители 13 лет, Александр стал искать для себя уединенного, отшельнического жительства. Старец же, полагая, что ещё не пришло время, до поры удерживал его. Но вскоре, при вмешательстве Божьем, Александр получил желанное благословение и удалился в смирении на Рощинское озеро. Шёл 1486 год.

На расстоянии семи верст от Свири, в непроходимом лесу, он заложил и построил себе скромную келью. Здесь, на безлюдье, в полном безмолвии, жил он суровой аскетической жизнью. Помимо физических трудностей, много хлопот доставляли ему падшие духи, досаждавшие искушениями и страхованиями, желая скорее изгнать святого угодника прочь.

Как-то раз, занимаясь охотой, к жилищу преподобного вышел боярин Завалишин, совершенно не ожидавший встретить в этом глухом уголке леса монаха-отшельника. Испугавшись, он было подумал, что перед ним — привидение, а потом, успокоившись, вступил с преподобным в беседу и упросил рассказать его о своей жизни.

Александр Свирский, взяв с боярина обещание никому не сказывать о нём, выполнил просьбу. При этом святой поведал, что за семь лет пребывания здесь он не видел людей и ни разу не ел даже хлеба, но только траву, а случалось — и землю. Ещё он рассказал, как, когда от такой пищи у него заболел желудок и ему стало невмоготу, ему явился некто светлый и исцелил от болезни, добавив: «не согрешай, работай Господу!».

С тех пор изумленный боярин стал доставлять подвижнику потребное для его существования.

Основание монастыря. Игуменство

Со временем к святому стали подтягиваться люди, искавшие безмолвия, но главное — спасения души. Постепенно людей становилось всё больше. Братия вместе трудились, сообща возделывали землю, чтобы питаться плодами своего труда. Поначалу отшельники жили раздельно, но впоследствии, по внушению свыше, определились строить монастырь.

Однажды святой удостоился явления Пресвятой Троицы, в чём-то подобного тому явлению, которого сподобился Авраам. Тогда же он услышал владычное повеление о воздвижении храма Святой Троицы. Потом представший пред ним ангел небесный указал место, где следует построить этот храм.

Приблизительно в 1508 году преподобный Александр Свирский принял священство и должность игумена. Поначалу, несмотря на уговоры со стороны братии, он, по смирению, уклонялся. Но затем в дело вмешался Новгородский епископ Серапион. Возглавив обитель, преподобный не утратил монашеской скромности, носил ветхие одежды, продолжал выполнять самые трудные и даже черные работы. Рассказывают, что незнакомые лично с отцом Александром при встрече не могли даже предположить, что перед ними — известный игумен.

Существует предание, что однажды святого встретил рыбак, направлявшийся в обитель к игумену. Рыбак не знал отца Александра в лицо и преподобный стал говорить о себе, что игумен — блудник и пьяница, на что рыбак ему возразил. Тогда же он рассказал преподобному и о цели визита. Оказалось, что однажды, поймав большого осетра, он продал его без согласования с судьёй и с тех пор терпит от него притеснения. Святой посоветовал рыбаку забросить сеть, поймать такого же осетра и отнести судье. Рыбак ответил, что и рад бы, да это невозможно, но всё же закинул свой невод и, к немалому удивлению, вытащил осетра...

Вслед за деревянною церковью братия построили мельницу, воздвигли каменный храм, на том самом месте, на которое указал Божий ангел (каменщиков для строительства прислал великий князь; он же пожертвовал на строительство внушительную сумму).

Постепенно обитель приобретала всё большую и большую известность. Количество приходящих росло. Одно время братия роптали на своего игумена, мол, зачем он так сильно расширяет обитель. Между тем многие нуждались в утешении, советах и благословении. И преподобный старался никого не оставлять без надлежащего внимания.

Многие жертвовали на нужды монастыря, каждый из них вносил свою лепту. Однако не всякое пожертвование было угодно игумену. Однажды он отверг подношение некоего поселянина Григория, сказав ему, что рука его смердит, ведь он бил свою мать. Обескураженный таким вразумлением, Григорий спросил, что ему делать и получил наставление.

В последний период земной жизни святого Александра Свирского был воздвигнут ещё один каменный храм, во имя Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого преподобный был утешен видением Божьей Матери с Младенцем в окружении ангельских воинств. Пав перед Нею как раб пред Небесной Царицей, он услышал обетование, что над этой обителью не оскудеет Её благотворный покров, и что обитель будет приумножаться спасающимися. Свидетелем чуда был и его ученик, Афанасий, лежавший при этом как мертвый.

Милостью Божьей преподобный дожил до глубокой старости. Незадолго до смерти он выбрал в кандидаты на игуменство четырех благочестивых монахов, с тем, чтобы святитель Макарий назначил из них наиболее достойного. В завещании братиям он указал, что казны не осталось, всё пошло на строительство храмов и содержание монастыря. Вместе с тем он молился о них Богородице и Богу.

30 августа 1533 года святой оставил земную храмину и отошел ко Господу. Его тело было погребено возле обители.

В назидание от святого остались его наставления и молитвы (см., например: ; ).

Молитва прп. Александра Свирского, читаемая в обители у мощей

Преподобне и Богоносне отче наш Александре! Смиренно припадающе к раце честных твоих мощей, молим тя прилежно, воздвигни руце твои о нас грешных ко Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, яко да помянет древния милости Своя, имиже обещалася неотступна быти от обители твоея; и подаст нам силу и крепость на врагов душевных, отводящих нас от пути спасительнаго, да явльшеся оных победители, в день Страшнаго суда услышим от тебе похвальный оный глас: Се аз и дети яже дал ми еси Боже! и победный венец от победителя врагов Христа, Сына Божия восприимем, и наследие вечных благ купно с тобою получим; воспевающе Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивое предстательство и заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Александру Свирскому, глас 4

От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився, / единаго Христа возжелал есй усердно стопам в след ходити, / темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася, / како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре, / победил еси полки страстей воздержанием / и явился еси равноангелен на земли, / Александре преподобне, / моли Христа Бога, // да спасет души наша.

Кондак, глас 8

Яко многосветлая звезда / днесь в странах российских возсиял еси, отче, / вселився в пустыню, / Христовым стопам последовати усердно возжелел еси / и, Того святое иго на рамо твое взем честный крест, / умертвил еси труды подвиг твоих телесныя взыграния. / Темже вопием ти: / спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти: // радуйся, преподобне Александре отче наш.

Величание

Ублажаем тя, / преподобне отче Александре, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов // и собеседниче ангелов.

Акафист преподобному Александру Свирскому чудотворцу

Избранный угодниче Христов и чудотворче, преподобный отче Александре, возсиявый мирови, яко звезда богосветлая, жития твоего добротою и множеством чудотворений, восхваляем тя любовию в песнех духовных: ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Ангельский нрав имел еси, отче преподобне, и яко безплотный, непорочно житие совершил еси на земли, дивный образ совершенства духовнаго нам оставив, да подражаем добродетелем твоим, и зовем ти сице: Радуйся, благочестивых родителей плод богодарованный. Радуйся, неплодие рождших тя разрешивый. Радуйся, сетование их на радость преложивый. Радуйся, от пелен Богом избранный. Радуйся, от утробы матерния на службу Ему предуставленный. Радуйся, от юности Его Единаго всем сердцем возлюбивый. Радуйся, вся красная мира сего ни во что же вменивый. Радуйся, постом и бдением молитвенным плоть твою удручивый. Радуйся, непорочный сосуде Божия благодати. Радуйся, жилище Духа Святаго, украшенное чистотою. Радуйся, мужу желаний духовных. Радуйся, главо, освященная десницею Всевышняго. Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Видя Господь душу твою, яко ниву благовозделанную к плодоносию духовному, от юности к исканию единаго на потребу направи твой помысл, преподобне, темже любве ради Христовы, родителей твоих и дом отеческий оставил еси, всякаго пристрастия суетнаго свободився, притекл еси в пустынную обитель Валаамскую на подвиги иноческия, зовый спасающему тя Богу: Аллилуиа.

Разумом богопросвещенным постигл еси суету мира сего и непостоянство, в немже радость сменяется скорбию, благополучие наветуется нечаянными бедами. Темже вечных нетленных благ возжелел еси, отче преподобне, и сия взыскати потщался еси отречением мирских благ и вольною нищетою, подвигая нас звати тебе: Радуйся, пустыннаго безмолвия любителю. Радуйся, смирения и нестяжания рачителю. Радуйся, истиннаго самоотвержения совершенный образе. Радуйся, иноческаго равноангельскаго жития всеизрядное явление. Радуйся, правило веры и благочестия. Радуйся, зерцало терпеливаго послушания. Радуйся, безмолвие иноческое возлюбивый. Радуйся, слезы духовныя стяжавый. Радуйся, плачем временным блаженство вечное снискавый. Радуйся, молитвами непрестанными прилоги вражия сокрушивый. Радуйся, бдением и труды плоть твою духови покоривый. Радуйся, постом и воздержанием страсти укротивый. Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Силою Всевышняго осененный и укрепляемый, в иночестем пострижении власов главы твоея, все плотское мудрование отложил еси, преподобне, и яко воин благоискусный, схиму иноческую в броню спасения стяжав, и непобедимым оружием Креста Христова вооружився, крепко ратовал еси противу врага невидимаго - диавола, смирением глубоким побеждая его вознесенную гордыню, и выну вопия ко Господу: Аллилуиа.

Имея слез источник изобильный, угодниче Божий, и умиления велию благодать, хлеб твой слезами орошал еси, и питие плачем растворял, от преизбытка желания Божественнаго и любве ко Господу. Темже и мы ублажаем тя звании сими: Радуйся, крепости и мужества тезоименитый подвижниче. Радуйся, ангелоподобный человече. Радуйся, Царя Небеснаго воине добропобедный. Радуйся, валаамския обители плоде добрый. Радуйся, пустынножителю благоприятный. Радуйся, молитвенниче неусыпающий. Радуйся, постниче изрядный. Радуйся, безмолвниче дивный. Радуйся, подвигом древних богоносных отцев последователю. Радуйся, их терпению и трудом подражателю. Радуйся, благовременно могилу себе ископавый. Радуйся, о смертнем часе непрестанно помышлявый. Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче

Буря искушений и устремлений диавольских не возможе поколебати храмины твоея душевныя, преподобне отче, основана бо бе на твердем камени веры во Христа, и хранима трезвением и молитвами непрестанными, имиже выну противоборствовал еси врагу спасения человеческаго, и непреткновенно восходил еси по стезем добродетелей к совершенству духовному в меру возраста Христова, воспевая Богу: Аллилуиа.

Слышав похваляема себе от человек, убоялся еси превозношения суетнаго, отче богомудре, и яко истинный смирения образ, умыслил еси убежати в пустыню неизведанную, на реку Свирь, на место свыше тебе указанное в видении чудном, да тамо и невозбранно единому Богу поработаеши, идеже мы сретаем тя благохвалении сими: Радуйся, смирившагося до рабия зрака Христа Господа благий последователю. Радуйся, святых Его заповедий усердный исполнителю. Радуйся, девственниче душею и телом. Радуйся, трудолюбче нелицемерный. Радуйся, презревый славу человеческую суетную. Радуйся, сокрушивый сети тщеславия и гордыни. Радуйся, поправый высокоумия душевредную прелесть. Радуйся, усвоивый себе святое смирение Христово. Радуйся, исполнивый вся обеты иночества. Радуйся, украсивыйся дарами благодати Божия. Радуйся, по благодати приемый власть на духи нечистыя. Радуйся, ни во что же вменивый тех устрашения и привидения. Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Светозарный луч озари в нощней темноте место пустынное, на немже вселитися пришел еси, преподобне, знаменуя собою светлость души твоея, и пламенеющее любовию ко Господу сердце твое, идеже благоприятно бысть Творцу твое произволение работати Ему в преподобии и святости, и пети Ему тамо хвалебную песнь: Аллилуиа.

Видевше ангельстии чинове равноангельское житие твое отче богоблаженне, смирения твоего глубину, молитвы неотступность, воздержания твердость и велию ревность духа твоего о чистоте, удивишася и прославиша человеколюбца Бога, укрепляющаго немощное естество человеческое. Мы же ублажаем тя и зовем: Радуйся, светилниче пустынный, просветивый страну корельскую сиянием твоих добродетелей. Радуйся, монашествующих дивное украшение. Радуйся, крине благоуханный пустыннаго прозябения. Радуйся, древо благоплодное небеснаго насаждения. Радуйся, возлюбивый благолепие дому Божия. Радуйся, в самем себе храм Триипостасному Божеству уготовивый. Радуйся, преподобием и правдою одеянный. Радуйся, союзом добродетелей удобренный. Радуйся, помазание приемый от Святаго Духа. Радуйся, освященный сосуде благодати Божия. Радуйся, рабе Христов, благий и верный. Радуйся, слуго Господень истинный. Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Проповедник подвигов твоих в пустыни Свирстей явился ловец зверей дивиих, иже гнав еленя в дубраве непроходимей, смотрением Божиим обрете храмину твою, преподобне отче: видев же тя во плоти ангела, знамение благодатнаго озарения на лице своем носяща, страха и радости исполнися и припад к честным твоим стопам, во умилении сердца возопи Зиждителю Богу: Аллилуиа.

Возсиял еси в пустыни Свирстей богосветлое светило, и на спасения стезю наставил еси многи души человеческия: яви бо тя Христос наставника и учителя иноком пустыннолюбивым, иже стекахуся к тебе, яко овцы к пастырю, могущу упасти их на пажити живоносней. Темже, яко сотворившаго и научившаго, чествуем тя сими похвальными словесы: Радуйся, источниче богодухновенных учений. Радуйся, хранилище изобильнаго умиления. Радуйся, одушевленныя скрижали закона Господня. Радуйся, немолчный проповедниче Евангелия Христова. Радуйся, заповеди Господни исполнивый, и оным научивый учеников твоих. Радуйся, ленивых подвигнувый к исправлению твоими Христоподражательными нравы. Радуйся, немощных укрепивый данною ти от Господа благодатию. Радуйся, скорбящих утешивый сладостию твоих словес. Радуйся, грешных к покаянию направивый. Радуйся, юныя уцеломудривый. Радуйся, сострадания исполненный. Радуйся, в милости богатый. Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Хотя Человеколюбец Господь прославити место подвигов твоих, отче, посла Ангела своего благовестити тебе, яко будет на месте том обитель иноком во спасение, и в ней храм во имя Святыя Троицы. Ты же явлением безплотнаго просвещен, с радостным трепетом внимал еси благовестию небесному, зовый в смирении духа Владыце Ангелов и человеков: Аллилуиа.

Новое знамение благоволения Божия даровася тебе, преподобне, егда безмолвствующу ти в избранней пустыни, в нощи свет велий облиста тя, и три мужа в одеждах светлых предсташа пред тобою, мир тебе дарующе и повелевающе, да устроиши тамо обитель иноческую, и в ней храм во имя Святыя Троицы. Дивяся убо сему пречудному в триех ангельских лицех Троическому явлению, зовем ти: Радуйся, таинниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы. Радуйся, самовидче неизреченнаго Божия явления. Радуйся, собеседниче светоносных ангельских сил. Радуйся, созерцателю лучезарнаго Божественнаго видения. Радуйся, причастниче огнезрачнаго трисолнечнаго сияния. Радуйся, поклонниче Триипостаснаго Божества. Радуйся, в смертнем телеси, безсмертия зарею просвещенный. Радуйся, на земли небеснаго посещения удостоенный. Радуйся, смирением высокая стяжавый. Радуйся, нищетою богатую милость Господню улучивый. Радуйся, сеявый слезами радость присносущную. Радуйся, приемый исполнение обетований непреложных. Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Страннолепно явился ти на воздусе Ангел Господень в мантии и куколи иночестем, указуяй место, на немже храм во имя Живоначальныя Троицы имел еси создати в пустыни Свирстей, преподобне отче, егоже Божиим поспешением совершив и освятив, со ученики твоими немолчныя хвалы возсылал еси в нем Господеви, зовый: Аллилуиа.

Всего себе предав воле Господней, учениками твоими умоленный, священства благодать восприяти не уклонился еси, отче, аще и тужаше дух твой, ужасаяся высоты сея, но послушание явил еси духовным чадом твоим, подвизая их согласно звати тебе: Радуйся, безкровныя жертвы достойный совершителю. Радуйся, олтаря Господня благоговейный служителю. Радуйся, преподобныя руце твои со многим дерзновением ко Господу воздеявый. Радуйся, молитвы теплейшия от сердца чиста к престолу Вседержителя возносивый. Радуйся, образ благочестия бывый твоим учеником. Радуйся, мастию священства умащенная главо. Радуйся, вождю благоискусный воинов духовных. Радуйся, отче благомудрый общежития иноческаго. Радуйся, свеще, в молитве к Богу возжженная. Радуйся, звездо ко спасению путь верный показующая. Радуйся, маслино, елей милости Божия источившая. Радуйся, чаше, жаждущих учения спасительнаго напоившая. Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Вси иноцы обители твоея в радостный трепет приидоша, егда устремление потока воднаго, на святую обитель твою движущееся, молитвою твоею укротил еси, и призыванием всесильнаго имене Иисус Христова, бурному потоку тещи безвредно устроил еси на благую потребу иночествующих, еже видевше духовная чада твоя всеумиленно возгласиша купно с тобою Богу: Аллилуиа.

Ветийство человеческое не довлеет изрещи обилие радости духовныя, еюже преисполнился еси, отче богоносне, егда во время молитвы твоея нощныя, явися ти Пресвятая Богородица с ликом чинов ангельских и обетовании непреложными душу твою возвесели, яко присная заступница обители твоея будет, снабдевающи и покрывающи ю по вся дни. Темже и мы сия радостныя тебе приносим глаголы: Радуйся, благоволением Богоматере осененный. Радуйся, посещением Царицы небесе и земли утешенный. Радуйся, слышавый милостивыя от уст Ея глаголы. Радуйся, приемый обетование крепкаго Ея обители заступления. Радуйся, любимиче Ея преискренний. Радуйся, избранниче Сына Ея и Бога. Радуйся, даром чудотворения облагодатствованный. Радуйся, будущая, яко настоящая провидевый. Радуйся, рыбарем ловитву чудесно умноживый. Радуйся, неплодным родителем чадородие даровавый. Радуйся, болящия здравы возставивый. Радуйся, тайная согрешения человеческая обличивый. Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя души ученик твоих, отечески назидал еси их, богомудре, оваго словом, оваго примером жития твоего, с кротостию обличая, с любовию увещавая их преуспевати в благочестии и чистоте: наипаче же пред кончиною твоею, вся ко спасению душевному благопотребная заповедал еси им, и научил еси их в молитвах бодрствовати и немолчно пети Богу: Аллилуиа.

Стена заступления быша молитвы твоя чудотворче святый, всем с верою к тебе притекающим во всякой скорби, ибо чистоты ради твоея сердечныя сила духовная от Бога тебе даровася, болящих изцеляти, бедствующим помогати, будущая прорицати, яко славити ближним и дальным величия Божия, в тебе явленная, и звати тебе сице: Радуйся, врачу немздоприемный недугов человеческих. Радуйся, не токмо телесных, но и душевных болезней изрядный целителю. Радуйся, слепым прозрение даровавый. Радуйся, сляченных и увечных здравы сотворивый. Радуйся, бесных от диавольскаго удручения свободивый. Радуйся, изступленным ум здравый возвративый. Радуйся, покрытых струпами уврачевавый. Радуйся, печальных утешивый. Радуйся, бедствующим на помощь ускоривый. Радуйся, плененным и в темнице седящим ослабу и свободу явлением твоим даровавый. Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Кондак 11

Пение всеумиленное принесл еси Пресвятей Троице во время кончины твоея, преподобне, и молитве сущей на устех твоих предал еси святую душу твою в руце Живаго Бога, Егоже от юности возлюбил еси, и Емуже до старости маститыя работал еси нелицемерно, темже со упованием благим радостно прешел еси к обителем небесным, со ангельскими лики пети Триипостасному Богу: Аллилуиа.

Мирную кончину твою видевше твои ученицы, великий угодниче Божий, скорбь разлучения с тобою утешением благодатным раствориша, в уповании всесильнаго предстательства твоего горе у престола Божия, идеже слышиши с любовию тебе зовущих: Радуйся, венец безсмертныя жизни приемый от руки Вседержителя. Радуйся, ликовствуяй в чертозе Небеснаго Домовладыки. Радуйся, откровенным лицем созерцаяй славу Трисияннаго Божества. Радуйся, со старцы белоризными покланяяйся Творцу. Радуйся, наследниче всесветлаго Царствия Христова. Радуйся, гражданине Иерусалима Горняго. Радуйся, небеснаго Сиона жителю. Радуйся, нерукотворенных скиний райских обитателю. Радуйся, по трудех временныя жизни, покой вечный получивый. Радуйся, блаженство, от века праведным уготованное, праведно восприявый. Радуйся, лучами невечерняго света свыше осиянный. Радуйся, долу величием чудес блистаяй. Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Кондак 12

Благодати причастна явися священная рака, содержащая многоцелебныя мощи твоя, чудотворче святый, ихже по летех мнозех яви Господь в недрах земных нетленными, изцеления неоскудно источающия, и всяк недуг врачующия силою Бога, дивнаго во святых Своих, дивно прославльшаго тя на небеси и на земли, Емуже воспеваем: Аллилуиа.

Поюще радостную песнь хвалы и благодарения Человеколюбцу Богу, прославльшему тя в стране российстей чудотворца дивнаго и милостиваго, молим тя преподобне отче наш: буди ходатай к Нему и молитвенник присный о нас зовущих ти: Радуйся, заступниче рода христианскаго. Радуйся, сокровищнице даров многоразличных. Радуйся, покрове, Богом зданный Радуйся, от Бога благодать изцелений восприявый. Радуйся, цвете нетления, облагоухавый святую Церковь . Радуйся, заре безсмертия, от гроба преславно возсиявшая. Радуйся, щедрот и милования струе неизсякаемая. Радуйся, благоутробия источниче неоскудеваемый. Радуйся, любве и сострадания явление многочудесное. Радуйся, телес наших богодарованное врачевание. Радуйся, о душах наших благоприятное предстательство. Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • К оглавлению: жития святых
  • Преподобный Александр Свирский родился 15 июня 1448 года в семье крестьян приладожского села Мандеры на реке Оять (притоке реки Свирь) Стефана и Василиссы (Вассы). Стефан и Василисса имели двух взрослых детей, но им очень хотелось иметь еще сына, и они молили об этом Бога. Однажды во время молитвы благочестивые супруги услышали голос свыше: «Радуйтеся, доброе супружество... имате родити сына... в рождестве его утешение Церквам Своим подати имать Бог». День рождения святого совпал с днем памяти пророка Амоса, имя которого и нарекли мальчику при крещении.


    Александр Свирский. Галерея икон .

    Когда Амос подрос, родители отдали его учиться грамоте, но учение давалось отроку с трудом. Тяжело переживая это, Амос часто молил Бога о помощи. Однажды он отправился в близлежащий Острожский Введенский монастырь и стал горячо молиться перед иконой Божией Матери. Во время молитвы отрок услышал голос: «Восстани, не бойся; а еже просил еси, имаши восприяти».

    С тех пор Амос стал преуспевать в учении и вскоре опередил своих сверстников.

    Он был всегда послушен и кроток, избегал игр и смеха, носил самую простую одежду и рано начал укреплять свою душу постом, чем вызвал беспокойство матери. Когда Амос вырос, родители хотели женить его, но он пожелал посвятить свою жизнь служению Богу. После знакомства с валаамскими монахами юношей овладело неодолимое желание уйти на Валаам. В 19 лет он тайно покинул родительский дом и отправился в дальний путь. Дойдя до реки Свири, Амос переправился на другой берег и прошел еще шесть верст.

    Ночь застала его на берегу тихого лесного озера. Долго пребывая в ночной молитве, юноша услышал голос, который повелел ему идти на Валаам в обитель Всемилостивого Спаса, через некоторое время вернуться на это место и основать здесь обитель. На избранное Богом место сошел небесный свет. Утром Амос продолжил свой путь. Долго пробирался он по лесным дебрям без дороги и очень утомился. Вдруг он увидел путника, который сказал, что идет на Валаам и знает туда дорогу. Они пошли вместе и через некоторое время достигли Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Воздав хвалу Богу у ворот обители, Амос хотел выразить благодарность своему спутнику, но тот внезапно исчез. Тогда Амос понял, что это был Ангел Божий.

    Семь лет пребывал Амос послушником в Спасо-Преображенском монастыре, дни проводя в трудах, а ночи - в молитвах. Иногда он обнажался до пояса и молился всю ночь в лесу, весь покрытый комарами и мошками. Когда родители узнали о местонахождении сына, отец приехал в обитель. Амос не хотел выйти к нему, сказав, что умер для мира. И только по просьбе игумена побеседовал с отцом, который хотел уговорить сына вернуться домой, однако после отказа сына покинул обитель в гневе. Уединившись в своей келлии, Амос стал усердно молиться о родителях, и по его молитве благодать Божия сошла на Стефана. Вернувшись домой, он принял постриг в Введенском монастыре с именем Сергий. Также и мать Амоса постриглась с именем Варвара.

    26 августа 1474 года Амос принял иноческий постриг с именем Александр и удалился на уединенный остров, впоследствии названный Святым. Там он обнаружил пещеру и подвизался в ней еще семь лет. Далеко разнеслась слава о его подвигах. Желая избегнуть людской молвы, преподобный Александр решил удалиться в неведомые леса, но по просьбе игумена остался. В 1485 году во время ночной молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы в келлии святого воссиял свет, и он услышал голос, повелевавший ему возвратиться на прежде указанное место. В окно преподобный увидел как бы перст, указующий в сторону Святого озера. Узнав о видении, игумен благословил преподобного Александра в путь.

    На берегу Святого озера, в 36-ти верстах от нынешнего г. Олонца и в 6-ти верстах от реки Свирь, преподобный Александр построил малую келлию, в которой прожил семь лет, не видя человеческого лица, не вкушая хлеба и питаясь лишь плодами леса. За это время святой отшельник претерпел немало лишений от холода, голода, болезней и диавольских искушений, но Господь не оставлял подвижника Своими неизреченными милостями.

    Однажды, когда преподобный был тяжело болен и не мог даже приподнять голову с земли, он лежа напевал псалмы. Вдруг предстал пред ним «преславный муж», положил руку на больное место, осенил его крестным знамением и исцелил праведника. В другой раз, когда преподобный шел за водой и громко пел молитвы, он услышал голос, предрекавший приход к нему множества людей, которых надлежало принять и наставить.

    В 1493 году на жилище отшельника во время охоты набрел боярин Андрей Завалишин. Он очень обрадовался этой встрече, так как давно хотел посетить место, над которым неоднократно видел «овогда яко столп стоящ, овогда же яко лучу Божественную сияющую, а иногда дым светел от земли к высоте восходящ». С того времени Андрей Завалишин стал часто посещать святого отшельника, а затем по его совету принял постриг на Валааме с именем Адриан. Впоследствии он основал на восточном берегу Ладожского озера Ондрусовский монастырь и прославился обращением на путь покаяния многих разбойников. От разбойников же преподобный Адриан Ондрусовский принял мученическую кончину (+1549; память 26 августа/8 сентября и 17/30 мая).

    Известие о духовных подвигах преподобного Александра широко распространилось, к нему стали стекаться иноки. Пришел к святому подвижнику и его брат Иоанн, который через некоторое время скончался. Иноки расчищали лес, благоустраивали пашню, сеяли хлеб, которым кормились сами и подавали просящим. Преподобный Александр из любви к безмолвию уединился от братии и устроил себе «отходную пустынь» в 130-ти саженях от прежнего места, у озера Рощинского. Там на него вооружились бесы: они являлись ему в образе зверей, змей, пытались запугать святого, понуждали бежать. Но молитва праведника, «яко пламень огненный, от уст его исхождаху и вся бесовская немощнейшая ополчения попали и к тому невидими быша». В пустыни преподобному явился Ангел, напомнил прежние Божественные видения и предсказал основание на этом месте обители с храмом во имя Святой Троицы.

    В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного Александра в заповедном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный молился ночью в пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и святой увидел вошедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые белые одежды. Освященные небесной славой, Они сияли чистотой ярче солнца.

    Каждый из Них держал в Своей руке жезл. Преподобный получил повеление возвести храм и устроить обитель во имя Святой Троицы. «Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе», - сказал Господь преподобному. И тотчас святой подвижник увидел Господа Иисуса Христа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим.

    После этого видения преподобный Александр стал размышлять, на каком месте соорудить храм. Ангел Божий указал ему место. В том же году была построена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, а в 1526 году на ее месте был воздвигнут каменный храм. Сразу после построения деревянной церкви братия стали уговаривать преподобного принять священство. Смиренный старец отказывался, но братия обратились за помощью к архиепископу Новгородскому святителю Серапиону (+1516; память 16/29 марта). В том же году преподобный Александр посетил Новгород, где получил посвящение от святителя Серапиона. Вскоре братия умолили преподобного принять игуменство.

    Став игуменом, преподобный Александр стяжал еще большее смирение и кротость. Он спал на полу, одежды носил в заплатах, сам готовил пищу и замешивал тесто, испекал хлеб. Однажды не хватило дров, и эконом просил игумена послать в лес тех иноков, кто в то время был празден. «Я празден», - сказал преподобный и пошел рубить дрова. Ночами, когда братия спали, святой игумен приходил в помещение, где мололи хлеб жерновами, и молол за других. Обходя келлии и слыша суетные разговоры, он тихонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию. Вскоре Свирская обитель прославилась строгостью жизни иноков. Несколько учеников преподобного Александра стали основателями новых монастырей.

    В конце жизни преподобный пожелал построить каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из Москвы были приглашены мастера. Когда заложили основание храма, то на месте алтаря преподобному явилась Божия Матерь с Младенцем в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала исполнить молитвы праведника об учениках и обители. «И не только при животе твоем, - сказала Она, - но и по отшествии твоем неотступной буду от обители твоея, потребная неоскудне и снабдевающи и покрывающи». При этом преподобный узрел множество иноков, которые впоследствии подвизались в его обители.

    Перед кончиной преподобный Александр Свирский изволил завещать братии предать его тело погребению в болотистом месте. Но братия не согласились. Тогда он просил, чтобы его тело погребли не в обители, а в «отходной пустыни». Преставился преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-летнем старцем.

    В житии преподобного Александра рассказывается о множестве чудес, совершенных по его молитвам. Он имел дар исцелять больных и возвещать будущее. В 1545 году ученик и преемник преподобного Александра Иродион по повелению архиепископа Новгородского Феодосия составил житие святого. Через два года началось местное празднование памяти преподобного и была составлена ему служба. 17 апреля 1641 года честные мощи подвижника чудесным образам были обретены нетленными и положены в Преображенском храме с приделом во имя преподобного Александра Свирского. В том же году началось общецерковное почитание святого: 30 августа/12 сентября - день преставления и 17/30 апреля - день прославления. В благочестивом народном сознании преподобный Александр Свирский почитается «новозаветным Авраамом», ибо удостоился явления Святой Троицы в виде Трех Ангелов.

    Александро-Свирский монастырь стал одной из наиболее значительных обителей на севере Руси, духовно-просветительным центром для всего Олонецкого края. Сам г. Олонец был основан в 1647 году на средства Александро-Свирского монастыря, при непосредственном участии его братии. Большую помощь оказал монастырь в 1703 году при основании Санкт-Петербурга. Обитель, основанная преподобным Александром Свирским, имела исключительно важное значение для сохранения целостности Русской державы и неприкосновенности ее границ на севере. Во время нашествия Литвы, в период Северной войны со шведами, во время Отечественной войны 1812 года обитель вносила огромные денежные средства и продовольственные припасы «на ратных людей» и вообще «на государево дело». В обители хранились списки с грамот царей Михаила Феодоровича , Иоанна Грозного , Феодора Иоанновича , Василия Иоанновича Шуйского , Алексия Михайловича , Петра Великого , а также множество присланных ими для нужд монастырской братии церковных облачений и священных сосудов.

    Духовным залогом процветания и благополучия русского Севера являлись тесные молитвенные связи между Александро-Свирским монастырем и другими православными обителями русского Севера, такими, например, как Валаамский и Соловецкий монастыри.

    Сведения об учениках преподобного Александра Свирского

    Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский, как и завещала ему Матерь Божия. Это - преподобные Игнатий Островский (XVI в.), Леонид Островский (XVI в.), Корнилий Островский (XVI в.), Дионисий Островский (XVI в.), Афанасий Островский (XVI в.), Феодор Островский (XVI в.), Ферапонт Островский (XVI в.). Кроме этих святых, известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского, имеющие отдельные дни памяти: преподобный Афанасий Сяндемский (XVI в.; память 18/31 января), преподобный Геннадий Важеозерский (+8 января 1516 г.; память 9/22 февраля), преподобный Макарий Оредежский (+1532; память 9/22 августа), преподобный Адриан Ондрусовский (+26 августа 1549 г.; память 17/30 мая), преподобный Никифор Важеозерский (+1557; память 9\22 февраля), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (+1565; память 23 января/5 февраля).

    Александр Свирский – прославление

    Преподобный Александр Свирский родился 15 июня 1448 года, в день памяти пророка Амоса, и при крещении назван в честь его. Всю жизнь пребывая вдали от исторических событий, преподобный Александр, светоч монашества, в глубине лесов Русского Севера творил иную, духовную историю, удостоившись необычайных даров Святаго Духа.

    Родители его, Стефан и Васса (Василисса), были крестьяне приладожского села Мандеры, на берегу реки Ояти, притока реки Свири. У них было двое детей, которые уже выросли и жили отдельно от родителей. Но Стефану и Вассе хотелось иметь еще одного сына. Они усердно молились и услышали голос свыше: «Радуйтесь, доброе супружество, вы родите сына, в рождении которого утешение Бог подаст Своим Церквам».

    Амос рос особенным отроком. Он был всегда послушен и кроток, избегая игр, смеха и сквернословия, носил скудную одежду и так изнурял себя постом, что вызывал беспокойство матери. По исполнении совершеннолетия он однажды встретился с валаамскими монахами, пришедшими на Оять для покупки необходимых монастырю вещей и по другим хозяйственным нуждам. Валаам к этому времени уже слыл монастырем высокого благочестия и строго подвижнической жизни. Разговорившись с ними, юноша заинтересовался их рассказом о скитской (по двое-трое вместе) и отшельнической жизни иноков. Зная, что родители хотели женить его, юноша в 19 лет тайно ушел на Валаам. Под видом спутника ему явился Ангел Божий, указавший путь на остров.

    Семь лет жил Амос в монастыре как послушник, ведя суровую жизнь. Дни проводил он в трудах, ночи в бдении и молитве. Иногда обнаженный до пояса, весь покрытый комарами и мошками, молился в лесу до утреннего пения птиц.

    В 1474 году Амос принял постриг с именем Александр. Через несколько лет родители случайно узнали от пришедших в Мандеру карелов, куда пропал их сын. По примеру сына, родители вскоре также ушли в монастырь и приняли постриг с именами Сергий и Варвара. После их смерти преподобный Александр, по благословению игумена монастыря, поселился на уединенном монастырском острове, где в расщелине скалы устроил келлию и продолжил свои духовные подвиги.

    Далеко разнеслась слава его подвигов. Тогда преподобный в 1485 году удалился с Валаама и, по указанию свыше, избрал место в лесу на берегу прекрасного озера Рощинского, которое стало впоследствии именоваться Святым, близ р. Свирь. Тут преподобный устроил себе хижину и в одиночестве прожил семь лет, питаясь лишь тем, что собирал в лесу. В это время святой испытал лютые страдания от голода, стужи, болезней и диавольских искушений. Но Господь постоянно поддерживал духовные и телесные силы проповедника. Однажды, когда, страдая тягостными недугами, преподобный не только не мог встать с земли, но и приподнять голову, он лежал и пел псалмы. И вот ему предстал преславный муж. Положив руку на больное место, он ознаменовал святого крестным знамением и исцелил его.

    В 1493 году на жилище преподобного, во время охоты на оленя, случайно набрел соседний владелец Андрей Завалишин. Пораженный видом праведника, Андрей поведал ему о свете, виденном ранее над этим местом, и умолил преподобного рассказать ему о своей жизни. С тех пор Андрей стал часто посещать преподобного Александра и, наконец, по его наставлению, сам удалился на Валаам, где принял постриг с именем Адриана. Впоследствии он основал Ондрусовский монастырь и прославился святой жизнью (+1549; память 26 августа/8 сентября и 17/30 мая).

    Андрей Завалишин не смог умолчать о подвижнике, несмотря на данное ему обещание. Широко разнеслась слава праведника, и к нему стали собираться иноки. Тогда преподобный уединился от всей братии и устроил себе отходную пустынь в 130 саженях от общего жилища. Там ему встретилось множество искушений. Бесы принимали звериный облик, свистели по-змеиному, понуждая преподобного бежать. Но молитва святого, словно огненный пламень, палила и разгоняла бесов.

    В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного в заповеданном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный ночью молился в отходной пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и преподобный увидел вшедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой ярче солнца. Каждый из них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а, придя в себя, поклонился до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: «Уповай, блаженне, и не бойся». Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь восставил его и повелел исполнить указанное. Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе». И тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим.

    В истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение известно как единственное. После этого явления преподобный стал думать, где строить церковь. Однажды, во время молитвы к Богу, он услышал голос свыше. Посмотрев в высоту, преподобный увидел Ангела Божия в мантии и куколе, подобно, как видел преподобный Пахомий Великий. Ангел, стоя в воздухе с простертыми крылами и воздетыми руками, произносил: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь». И потом обратился к преподобному: «Александр, на этом месте да созиждется церковь во Имя явльшегося тебе в Трех Лицах Господа, Отца, и Сына, и Святаго Духа, Нераздельной Троицы». И, трижды перекрестив место, Ангел стал невидим.

    В том же году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы (в 1526 году на ее месте воздвигнута каменная). Сразу же по построении церкви братия стали упрашивать преподобного принять священство. Он долго отказывался, считая себя недостойным. Тогда братия стали молить святителя Серапиона, архиепископа Новгородского (+1516, память 16/29 марта), чтобы он убедил преподобного принять сан. В том же году преподобный ездил в Новгород и получил посвящение от святителя. Вскоре затем братия умолили преподобного принять игуменство.

    Став игуменом, преподобный сделался еще смиреннее, чем прежде. Одежда его была вся в заплатах, спал он на голом полу. Сам готовил пищу, месил тесто, пек хлеб. Однажды не хватило дров и эконом просил игумена послать из иноков тех, кто празден, за дровами. «Я празден», - сказал преподобный и стал рубить дрова. В другой раз так же начал носить воду. А ночью, когда все спали, преподобный обходил келлии и, если слышал где суетные разговоры, легонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию, налагая епитимию на виновных.

    Под конец жизни преподобный Александр задумал построить каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Было заложено основание храма. Однажды вечером, после совершения акафиста Пресвятой Богородице, преподобный сел отдохнуть в келлии и вдруг сказал келейнику Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение». Послышался голос, подобный грому: «Се Господь грядет и Рождшая Его». Преподобный поспешил в предсение келлии, и его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем ярче солнечных лучей. Посмотрев, преподобный увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтарном месте, словно царица на престоле, Пречистую Богородицу. Она держала Младенца Христа на Своих руках, а множество ангельских чинов, блистающих неизреченной светлостью, предстояло Ей. Преподобный упал, не стерпев великого света. Богородица сказала: «Восстань, избранник Сына и Бога Моего! Ибо вот пришла посетить тебя, возлюбленный Мой, и посмотреть основание Моей церкви. А за то, что молился об учениках и обители твоей, вот отныне всем она будет изобиловать; и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоей, подавая неоскудно все потребное. Смотри же и наблюдай тщательно, сколько иноков сошлось в твою паству, которые тобою должны быть наставлены на путь спасения о Имени Святой Троицы». Преподобный встал и увидел множество иноков. Матерь Божия снова сказала: «Возлюбленный Мой, если кто и один кирпич принесет на построение церкви Моей, во Имя Иисуса Христа, Сына и Бога Моего, не погубит и мзды своей». И Она стала невидима. Перед своей кончиной преподобный проявил удивительное смирение. Он призвал братию и повелел ей: «Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, потопчите своими ногами». Братия отвечали: «Нет, отче, не можем сотворить этого». Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у церкви Преображения Господня. Прожив 85 лет, преподобный 30 августа 1533 года отошел ко Господу.

    Дивными чудесами прославился преподобный Александр Свирский при жизни и по кончине. В 1545 году ученик и преемник преподобного игумен Иродион составил его житие. В 1547 году началось местное празднование памяти преподобного и была составлена служба ему. В 1641 году, 17 апреля, при перестройке церкви Преображения, были обретены нетленные мощи преподобного Александра Свирского и ему установлено общецерковное празднование на две даты: день преставления - 30 августа/12 сентября и день прославления (обретение мощей) - 17/30 апреля.

    Дважды за всю историю человечества открывался Троичный телесному человеческому взору – первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз – на русской земле святому преподобному . Что значило это явление новозаветному святому – не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого «новозаветного Авраама» – преподобного отца нашего и чудотворца Александра.

    Преподобный Александр – один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины – а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называется, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью, в нем нет «благочестивых схем», оно отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра».

    Краткое житие преподобного Александра Свирского чудотворца.

    Составил монах Афанасий. 1905 г. Июля 12 дня. Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии.

    П реподобный Александр Свирский родился 15 июня 1448 года в семье крестьян приладожского села Мандеры на реке Оять (притоке реки Свирь) Стефана и Василисы (Вассы). Стефан и Василиса имели двух взрослых детей, но им очень хотелось иметь еще сына, и они молили об этом Бога. Однажды во время молитвы благочестивые супруги услышали голос свыше: «Радуйтеся, доброе супружество... имате родити сына... в рождестве его утешение Церквам Своим подати имать Бог». День рождения святого совпал с днем памяти пророка Амоса, имя которого и нарекли мальчику при крещении.

    Когда Амос подрос, родители отдали его учиться грамоте, но учение давалось отроку с трудом. Тяжело переживая это, Амос часто молил Бога о помощи. Однажды он отправился в близлежащий Острожий Введенский монастырь и стал горячо молиться перед иконой Божией Матери. Во время молитвы отрок услышал голос: «Востани, не бойся: а еже просил еси, имаши восприяти». С тех пор Амос стал преуспевать в учении и вскоре опередил своих сверстников.

    Он был всегда послушен и кроток, избегал игр и смеха, носил самую простую одежду и рано начал укреплять свою душу постом, чем вызвал беспокойство матери. Когда Амос вырос, родители хотели женить его, но он пожелал посвятить свою жизнь служению Богу. После знакомства с валаамскими монахами юношей овладело неодолимое желание уйти на Валаам. В девятнадцать лет он тайно покинул родительский дом и отправился в дальний путь. Дойдя до реки Свири, Амос переправился на другой берег и прошел еще шесть верст. Ночь застала его на берегу тихого лесного озера. Долго пребывая в ночной молитве, юноша услышал голос, который повелел ему идти на Валаам в обитель Всемилостивого Спаса, через некоторое время вернуться на это место и основать здесь обитель. На избранное Богом место сошел Небесный свет. Утром Амос продолжил свой путь. Долго пробирался он по лесным дебрям без дороги и очень утомился. Вдруг он увидел путника, который сказал, что идет на Валаам и знает туда дорогу. Они пошли вместе и через некоторое время достигли Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Воздав хвалу Богу у ворот обители, Амос хотел выразить благодарность своему спутнику, но тот внезапно исчез. Тогда Амос понял, что это был Ангел Божий.

    Семь лет пребывал Амос послушником в Спасо-Преображенском монастыре, дни проводя в трудах, а ночи в молитвах. Иногда он обнажался до пояса и молился всю ночь в лесу, весь покрытый комарами и мошками. Когда родители узнали о местонахождении сына, Стефан приехал в обитель. Амос не хотел выйти к нему, сказав, что умер для мира. И только по просьбе игумена побеседовал с отцом, который хотел уговорить сына вернуться домой, однако после отказа сына покинул обитель в гневе. Уединившись в своей келлии, Амос стал усердно молиться о родителях, и по его молитве благодать Божия сошла на Стефана. Вернувшись домой, он принял постриг во Введенском монастыре с именем Сергий. Также и мать Амоса постриглась с именем Варвара.

    26 августа 1474 года Амос принял иноческий постриг с именем Александр и удалился на уединенный остров, впоследствии названный Святым. Там он обнаружил пещеру и подвизался в ней еще семь лет. Далеко разнеслась слава о его подвигах. Желая избегнуть людской молвы, преподобный Александр решил удалиться в неведомые леса, но по просьбе игумена остался. В 1485 году во время ночной молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы в келлии святого воссиял свет, и он услышал голос, повелевший ему возвратиться на прежде указанное место. В окно преподобный увидел как бы перст, указующий в сторону Святого озера. Узнав о видении, игумен благословил преподобного Александра в путь.

    На берегу Святого озера в 36 верстах от нынешнего г. Олонца и в шести верстах от реки Свирь преподобный Александр построил малую келлию, в которой прожил семь лет, не видя человеческого лица, не вкушая хлеба и питаясь лишь плодами леса. За это время святой отшельник претерпел немало лишений от холода, голода, болезней и диавольских искушений. Но Господь не оставлял подвижника Своими неизреченными милостями. Однажды, когда преподобный был тяжело болен и не мог даже приподнять голову с земли, он, лежа, напевал псалмы. Вдруг предстал пред ним «преславный муж», положил руку на больное место, осенил его крестным знамением и исцелил праведника. В другой раз, когда преподобный шел за водой и громко пел молитвы, он услышал голос, предрекавший приход к нему множества людей, которых надлежало принять и наставить.

    В 1493 году на жилище отшельника во время охоты набрел боярин Андрей Завалишин. Он очень обрадовался этой встрече, так как давно хотел посетить место, над которым неоднократно видел «овогда яко столп стоящ, овогда же яко лучу Божественную сияющую, а иногда дым светел от земли к высоте восходящ». С того времени Андрей Завалишин стал часто посещать святого отшельника, а затем по его совету принял постриг на Валааме с именем Адриан. Впоследствии он основал на восточном берегу Ладожского озера Ондрусовский монастырь и прославился обращением на путь покаяния многих разбойников. От разбойников же преподобный Адриан Ондрусовский принял мученическую кончину (+1549; память 26 августа).

    Известие о духовных подвигах преподобного Александра широко распространилось, к нему стали стекаться иноки. Пришел к святому подвижнику и его брат Иоанн, который через некоторое время скончался. Иноки расчищали лес, благоустраивали пашню, сеяли хлеб, которым кормились сами и подавали просящим. Преподобный Александр из любви к безмолвию уединился от братии и устроил себе «отходную пустынь» в 130 саженях от прежнего места, у озера Рощинского. Там на него вооружились бесы: они являлись ему в образе зверей, змей, пытались запугать святого, понуждали бежать. Но молитва праведника, «яко пламень огненный от уст его исхождаху и вся бесовская немощнейшая ополчения попали и к тому невидими быша». В пустыни преподобному явился Ангел, напомнил прежние Божественные видения и предсказал основание на этом месте обители с храмом во имя Святой Троицы.

    В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного Александра в заповедном месте, ему было явление Живоначалъной Троицы. Преподобный молился ночью в пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и святой увидел вошедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые белые одежды. Освященные Небесной славой, они сияли чистотой ярче солнца. Каждый из Них держал в Своей руке жезл. Преподобный получил повеление возвести храм и устроить обитель во Имя Святой Троицы. «Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе»,- сказал Господь преподобному. И тотчас святой подвижник увидел Господа Иисуса Христа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим.

    После этого видения преподобный Александр стал размышлять, на каком месте соорудить храм. Ангел Божий указал ему место. В том же году была построена деревянная церковь во имя Живоначалъной Троицы, а в 1526 году на ее месте был воздвигнут каменный храм. Сразу после построения деревянной церкви братия стали уговаривать преподобного принять священство. Смиренный старец отказывался, но братия обратились за помощью к архиепископу Новгородскому святителю Серапиону (+1516; память 16 марта). В том же году преподобный Александр посетил Новгород, где получил посвящение от святителя Серапиона. Вскоре братия умолили преподобного принять игуменство.

    Став игуменом, преподобный Александр стяжал еще большее смирение и кротость. Он спал на полу, одежду носил в заплатах, сам готовил пищу и замешивал тесто, испекал хлеб. Однажды не хватило дров, и эконом просил игумена послать в лес тех иноков, кто в то время был празден. «Я празден»,- сказал преподобный и пошел рубить дрова. Ночами, когда братия спали, святой игумен приходил в помещение, где мололи хлеб жерновами, и молол за других. Обходя келлии и слыша суетные разговоры, он тихонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию. Вскоре Свирская обитель прославилась строгостью жизни иноков. Несколько учеников преподобного Александра стали основателями новых монастырей.

    В конце жизни преподобный пожелал построить каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из Москвы были приглашены мастера. Когда заложили основание храма, преподобному явилась Божия Матерь с Младенцем на месте алтаря в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала исполнить молитвы праведника об учениках и обители. «И не только при животе твоем,- сказала Она,-но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоея, потребная неоскудне и снабдевающи и покрывающи». При этом преподобный узрел множество иноков, которые впоследствии подвизались в его обители.

    Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский, как и завещала ему Матерь Божия. Это - преподобные: Игнатий Островский (XVI), Леонид Островский (XVI), Корнилий Островский (XVI), Дионисий Островский (XVI), Афанасий Островский (XVI), Феодор Островский (XVI), Ферапонт Островский (XVI). Кроме этих святых известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского, имеющие отдельные дни памятей: преподобный Афанасий Сяндемский (XVI; память 18 января), преподобный Геннадий Важеозерский (+8 января 1516 года; память 9 февраля), преподобный Макарий Оредежский (+1532; память 9 августа), преподобный Адриан Ондрусовский (+26 августа 1549; память 17 мая), преподобный Никифор Важеозерский (+1557; память 9 февраля), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (+1565; память 23 января).

    Перед кончиной преподобный Александр Свирский изволил завещать братии предать его тело погребению в болотистом месте. Но братия не согласились. Тогда он просил, чтобы его тело погребли не в обители, а в «отходной пустыни». Преставился преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-летним старцем.

    В житии преподобного Александра рассказывается о множестве чудес, совершенных по его молитвам. Он имел дар исцелять больных и возвещать будущее. В 1545 году ученик и преемник преподобного Александра Иродион, по повелению архиепископа Новгородского Феодосия, составил житие святого. Через два года началось местное празднование памяти преподобного и была составлена ему служба. 17 апреля 1641 года честные мощи подвижника чудесным образом были обретены нетленными и положены в Преображенском храме, с приделом во имя преподобного Александра Свирского. В том же году началось общецерковное почитание святого: 30 августа - день преставления и 17 апреля - день прославления. В благочестивом народном сознании преподобный Александр Свирский почитается «новозаветным Авраамом», ибо удостоился явления Святой Троицы в виде Трех Ангелов.

    В «Иконописном подлиннике» о преподобном Александре сказано: «Подобием стар и сед, власы просты, брада бела, редка, широка, длиною с Сергиеву, ризы преподобнические, рука благословенная, в другой свиток, а в нем написано: «Терпите, братия, скорби и беды, да избавитеся муки вечныя», одежда его бе свита толста вельми и искрашена, яко рубищем на ризе его многим изошвенным быти; поживе 85 лет».

    Александро-Свирский монастырь стал одной из наиболее значительных обителей на севере Руси, духовнопросветительным центром для всего Олонецкого края. Сам г. Олонец был основан в 1647 году на средства Александро-Свирского монастыря, при непосредственном участии его братии. Большую помощь оказал монастырь и при основании Санкт-Петербурга в 1703 году. Обитель, основанная преподобным Александром Свирским, имела исключительно важное значение для сохранения целостности Русской Державы и неприкосновенности ее границ на севере. Во время нашествия Литвы, в период Северной войны со шведами, во время Отечественной войны 1812 года обитель вносила огромные денежные средства и продовольственные припасы «на ратных людей» и вообще «на государево дело». В обители хранились списки с грамот царей: Михаила Федоровича, Иоанна Грозного, Феодора Иоанновича, Василия Иоанновича Шуйского, Алексея Михайловича, Петра Великого, а также множество присланных ими для нужд монастырской братии церковных облачений и священных сосудов.

    Духовным залогом процветания и благополучия русского Севера являлись тесные молитвенные связи между Александро-Свирским монастырем и другими православными обителями русского Севера, такими, например, как Валаамский и Соловецкий монастыри.-