Кхаджурахо фотографии. Храм камасутры. Восточная группа храмов

Если вам уже набили оскомину храмы, где можно восхититься только оригинальностью куполов, красочностью фресок и внутреннего убранства, то вам непременно нужно посетить Каджурахо. Правда вы сможете оценить всю прелесть местных храмов только, если вы не ханжа и цените красоту человеческого тела.:) Ну а кто-то может и почерпнет для себя что-то новенькое...

Вообще данный пост будет изобиловать подобными картинками. Так что уведите подальше от экранов детей и строгих начальников, дабы не мешали вам насладиться просмотром. :)


Но начнем по порядку, то есть с приезда. А он был очень ранний и внезапный для всех нас.)

Когда мы садились ночью в поезд в Джанси я с чего-то решила что в Каджурахо мы должны прибыть около 11 утра. Ну и мы поставили все будильники на 10 часов и улеглись спать.

И тут в 6 утра я просыпаюсь от того, что кто-то дергает меня за ноги и что-то говорит неразборчивое. Оказалось нас пытались разбудить, т.к. мы уже прибыли в Каджурахо. А я все никак не могла понять как это произошло - ведь не мог в Индии поезд прибыть на 5 часов раньше. Вот позже легко, но не раньше!!

Но особо думать было некогда, надо было быстренько выметаться из поезда.

Выйдя из теплого вагона мы опять оказались на холоде. Я с ужасом подумала, что нас ждет Орча номер два.

Но рикша от нашего отеля пытался успокоить нас уверениями, что в комнатах есть hot water и вообще там тепло.

Правда в тот момент во все это верилось с трудом.




И прибыв на место оказалось, что правильно мы не верили. В номерах был дубак.




В ванной комнате горячая вода была только с утра и вечером. В остальное время там тоже был дубак.




Но вечером нам наконец поставили вормер (warmer) - обогреватель, и жить снова захотелось.:)

Утречком мы взяли велики напрокат и отправились исследовать храмы Каджурахо.

Велики надо сказать в Индии довольно стремные...во всяком случае мне на них ездить было неудобно, но в принципе это реально.) И вполне дешево - 40-50 рупий за день проката.




Начали мы с восточной группы. Храмы там все с похожими барельефами. Поэтому рассматривание каждого быстро утомляет, но в целом все выглядит красиво.




Некоторые барельефы окропляют водой и кладут туда цветочки. Видимо это место поклонения.





А в южной группе храмов народу было вообще никого. Чем мы сразу и воспользовались.)




Я к сожалению не засняла пейзажи возле храмов, так что придется описать все словами.

Представьте себе этакую сельскую местность - поля, островки деревьев, изредка какие-то хибарки, и добавьте сюда древние храмы. Красиво получается, да?

Вот только не бывает в Индии достопримечательностей без индийцев-попрошаек. И вот они портят весь кайф.

А приставалы в Каджурахо просто побили рекорды всех остальных городов, где мы были.

Тут каждый считал своим долгом сказать тебе что-нибудь или предложить.

В Каджурахо ты постоянно находишься в ореоле разнообразных выкриков: Хало мисте, Хало мэм, Мей би рикша?, Чэньдж мани...

А любимый их вопрос это "Вич Кантри?". Все прямо таки стремились узнать откуда же приехали эти белые, которые идут и молчат как партизаны. Но приставалам пофиг молчишь ты или нет, они продолжают с тобой разговаривать. И вот это-то больше всего бесит.

Но круче всех пристают индийские дети. Стоит тебе слезть с велика - как они окружают тебя толпой и начинается "Эскульпен! Чоколат! Ван долла мисте!". А если ты пытаешься от них скрыться на велике - они начинают бежать за тобой и продолжать кричать свои позывные.

Больше всего меня заинтересовало, что такое Эскульпен. Единственное что приходило мне на ум - это то, что их кто-то научил испанским или итальянским словам. И я честно пыталась у них узнать что это мол Эскульпен. Вот так мы и беседовали - они мне эскульпен, а я им -че такое эскульпен?, а в ответ -Эскульпен!

Так оказалось - что это A school pen - то бишь школьная ручка.

С Каджурахо в нашу лексику пришло новое приветствие и когда встречались с девчонками кричали на всю улицу: "Вич Кантри!!! Эскульпен!!" :)) Индусы в эти мгновения смотрели на нас чуть ли не с ужасом.)

Леша даже придумал, как можно подзаработать - продавать футболки на которых будут надписи - No рикша, No money и т.д.

А потом увидили такие футболки в Дели. Кому-то эта идея пришла раньше...

Но вернемся к храмам.

В восточной и южной группе храмов все довольно прилично, эротики можно сказать нет. Поэтому вблизи фоткать было не особо интересно.) Но нестандартные изображения порой все-таки попадались.









А вот западная группа храмов отличается изобилием изображений эротики и даже можно сказать порно на барельефах. Но т.к. все самое интересное было довольно высоко - нормально все рассмотреть реально только в бинокль или через фотик.

Леша постарался заснять все самое интересное и познавательное. :)

Начнем с божественного - куда же храм без Ганеша.



Другие неизвестные мне боги.






Очень известная статуя, правда я без понятия что это символизирует...




Ну и конечно индийцы не забыли про своих любимых слонов.




Бурундучки тоже не чураются храмов любви.)




А вот и Камасутра.




Удивило меня то, что все изображения мужчин и женщин сделаны очень детально и реалистично.




Если верить конечно в то, что индусы в 9-10 веке действительно умели все это делать... Или они все были спецами в йоге.




И почти везде групповуха.))













Но одинокие парочки тоже присутствуют, так сказать без группы поддержки.) Страсть их выглядит очень натурально!










Один барельеф особенно привлек наше внимание.




И я поведала о нем на видео, где также рассказала краткую историю в чем же потайной смысл всех этих эротических изображений на храмах в Каджурахо.



А так эти храмы выглядили издалека.




И на закате.




По мне Каджурахо довольно романтичное место. Заряжаешься там позитивными мыслями и желаниями.:)

Мы выросли в довольно ханжеском обществе, и поэтому не привыкли открыто ценить красоту человеческого тела и человеческих страстей. А вот индусы, исповедующие тантру это умели. И думаю уж в любовных отношениях у них проблем не было. :)

К юго-востоку от Дели, второго по величине города Индии, на расстоянии около 620 км, находится удивительный храмовый комплекс Кхаджурахо, включённый по инициативе ЮНЕСКО в список объектов, являющихся мировым наследием. Глядя на него, складывается впечатление, что он вырван из контекста современного мира и видится нам из глубины веков. Этот эффект создаёт первозданная природа, окружающая со всех сторон храмы Кхаджурахо, и даже дикие звери, появляющиеся иной раз из чащи леса.

Вопросы, не получившие ответов

Архитектурный комплекс Кхаджурахо сосредоточен на площади 21 км² и состоит из 25 построек, возведённых в период IX-XII века. Известно, что когда-то в древности здесь находилось не менее 85 храмов, но в ходе проведённых раскопок большую часть из них восстановить не удалось. Тем не менее остатки их фундаментов дают представление о расположении всех некогда существовавших здесь построек.

Которых представлены в статье, порождают у исследователей множество вопросов, на которые до сих пор не найдены ответы. Прежде всего вызывает недоумение тот факт, что здесь были обнаружены только храмы и не нашлось никаких следов светских построек.

Куда исчезло окружавшее храмы царство?

Если территория Кхаджурахо являлась частью некоего царства (а иначе и быть не могло), то куда в таком случае исчезли руины дворцов его правителей и тех построек, в которых селились жители? Трудно предположить, что столь многочисленные храмы были возведены в отдалённом и необитаемом районе страны. Кроме того, нельзя даже с полной уверенностью сказать, что храмы Кхаджурахо имели лишь сугубо религиозное назначение.

Эти и многие другие вопросы остаются на сегодняшний день без ответа, поскольку до сих пор не обнаружено ни одного исторического документа, способного пролить свет на деятельность храмов, возведённых среди девственных лесов Индии. И тем не менее определённую информацию о них удалось получить на основании результатов археологических раскопок и общих сведений об истории этого государства, породившего одну из древнейших мировых цивилизаций.

Религиозный центр династии Чанделла

Само название Кхаджурахо происходит от санскритского слова kharjura, означающего в переводе «финиковая пальма». Первое упоминание об этой местности встречается в записках арабского путешественника Абу Рихан аль-Бируни, посетившего её в начала XI века. В них он представляет её как столицу государства, созданного правителями династии Чанделла, происходившими из древнего рода Раджпутов.

Несмотря на то что документальных подтверждений периода создания храмов Кхаджурахо не сохранилось (о чём говорилось выше), существует мнение, что их постройка относится к периоду между 950-1050 гг. нашей эры, поскольку именно в этот исторический отрезок территория, на которой они расположены, являлась религиозным центром государства, которым правила династия Чанделла, тогда как их административная столица помещалась в городе Калинжаре, находившемся в 100 км к юго-западу.

Храмы, затерявшиеся во времени

На основании раскопок установлено, что храмовый комплекс, сооружавшийся на протяжение целого столетия, изначально был окружён высокой каменной стеной с восьмью воротами, украшенными золотыми пальмами. Большое количество золота было использовано и для отделки фасадов, а также внутренних помещений храмов, но всё это великолепие было разграблено во время мусульманских вторжений, неоднократно повторявшихся в течение XII-XIV вв.

В XIII веке династия Чанделла утратила свои позиции и была вытеснена иными правителями. Вместе с ней потеряли свою значимость и воздвигнутые при них храмы Кхаджурахо. В Индии того периода стали активно возводиться новые религиозные центры, тогда как прежний был забыт и на несколько веков стал достоянием буйно разросшегося вокруг него тропического леса. Лишь в 1836 году древние постройки, а точнее, руины, сохранившиеся на их месте, были случайно обнаружены военным инженером британской армии, капитаном Т. Бертом.

Прекрасная Хемавати

История, как известно, не терпит пустоты, отсутствие документальных сведений всегда возмещается легендами. Одна из них повествует как раз о возведении лесных храмов, а заодно и объясняет, почему в их скульптурном оформлении едва ли не доминирующее место занимает эротическая тематика.

Так вот, легенда рассказывает, что когда-то в древнем городе Каши (нынешний Варанаси) жил некий священник-брахман по имени Хемрадж, и была у него дочь невиданной красы, которую звали Хемавати. Однажды ночью, найдя на берегу реки укромное место, скрытое от посторонних глаз, она решила искупаться. В своей наготе дева была столь прекрасна, что бог Луны Чандра, любовавшийся ею из-за тучки, воспылал страстью и, низринувшись с небес, соединился с ней в любовном порыве.

Эта ночь, наполненная высокими чувствами, закончилась для девицы беременностью и страхом перед всеобщим осуждением, которому неминуемо подвергалась любая брахманка, допустившая внебрачную связь пусть даже с небожителем. Бедняжке ничего не оставалось, как по совету своего любовника Чандры покинуть дом и родить ребёнка в отдалённой глухой деревне Кхаджурахо. На свет появился мальчик, названный Чандраварманом.

Откуда появились храмы Кхаджурахо?

История, начавшаяся любовным приключением, привела Хемавати в глухие джунгли, куда она была вынуждена удалиться со своим незаконнорожденным сыном. Там она стала для него не только матерью, но и гуру (наставницей). (отец мальчика) предсказал, что в будущем он станет царём ─ основателем династии и, достигнув могущества, построит 85 храмов, на стенах которых будут изображены сцены любви, плодом которой он является. Именно так всё и произошло. Чандраварман вырос, стал царём, основал династию Чанделла и положил начало строительству храмов, украшенных многочисленными эротическими композициями.

Шедевры безымянных зодчих

Возведённые почти тысячу лет назад храмы Кхаджурахо, фото которых лишь в общих чертах способны дать представление об их величии и красоте, подобны космическим кораблям пришельцев, опустившимся среди густых лесов Центральной Индии. Вблизи каждый из них поражает филигранной утончённостью работы древних мастеров и в то же время создаёт впечатление, что он высечен из единого монолита божественной рукой неземного ваятеля.

Все храмы Кхаджурахо построены из песчаника, что характерно для зодчества многих районов мира, где этот материал добывается в достаточном количестве, но в данном случае особенность построек состоит в том, что древние строители не пользовались раствором. Соединение отдельных блоков осуществлялось исключительно за счёт пазов и выступов, что требовало высокой точности расчётов.

Загадки древних технологий

Храмы Кхаджурахо, особенности архитектуры которых включают в себя множество столбцов и различных архитравов (выступов, бордюров и т. д.), возводились с использованием технологий, неизвестных современным строителям и заставляющих их строить самые фантастические предположения. Дело в том, что многие детали конструкции, высеченные из единого камня, имеют вес, достигающий 20 т, и при этом они не только подняты на значительную высоту, но и установлены с поразительной точностью в предназначенные для них пазы.

Наружный вид храмов

Даже общее описание храмов Кхаджурахо позволяет убедиться в том, что они по своему архитектурному решению значительно отличаются от прочих культовых построек той эпохи. Каждый из них возведён на высокой каменной платформе строго ориентированной по сторонам света. На углах платформ установлены меньшие по размеру святилища, представляющие собой башни-купола, называемые шикхарами. В целом же такая композиция напоминает вершины некой горной цепи, на которой обитают боги.

Устройство внутренних помещений храмов

Внутрь любого из храмов можно попасть через продолговатый проход, богато декорированный каменной гирляндой, составленной из объёмных изображений мифических животных, растений и любовных пар. Сразу за ним располагается мандала ─ своего рода вестибюль, также богато украшенный барельефами. Кроме того, его убранство состоит, как правило, из резного потолка и нескольких колонн или пилястр ─ вертикальных выступов стены, имитирующих своим видом колонны.

Из мандалы посетитель проходит в центральный зал, называемый «маха ─ мандала». Он занимает собой весь внутренний объём здания, и в центре него обычно размещается квадратное возвышение с колоннами, за которым находится вход в святилище. Попав в эту главную часть храма, можно увидеть установленную там статую или лингам (символическое изображение) того божества, в честь которого возведено всё сооружение.

Самой большой и знаменитой постройкой комплекса, включающего в себя 25 сооружений, является храм, носящий название Кандарья Махадева. Его центральную часть, поднятую вверх на высоту 30 м, окружают 84 башенки, высота которых уменьшается по мере их удаления от центральной оси. Это гигантское по своим размерам святилище украшают 900 скульптур, равномерно распределённых по его поверхности.

Необычайно насыщенно орнаментированы и платформы, окружённые балюстрадами с рельефными изображениями мифических и реальных персонажей, а также многочисленных сцен охоты, труда и повседневного быта людей той давней эпохи. Однако в большинстве композиций доминирующими являются различные эротические сюжеты, из-за чего храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо нередко называют «Камасутрой в камне».

Храмовый комплекс, ставший символом веротерпимости

Весьма примечателен тот факт, что объединённые общей архитектурной концепцией храмы Кхаджурахо не являются принадлежностью только одной какой-либо религии или отдельного её направления. Здесь, на площади 21 км² прекрасно уживаются внешне схожие между собой святилища последователей шиваизма, джайнизма и вишннуизма. Однако большинство из них посвящены индуизму, впитавшему в себя традиции и учения различных философских школ индийского субконтинента.

Все храмовые постройки Кхаджурахо расположены таким образом, что составляют три отдельные группы ─ южную, западную и восточную, удалённые друг от друга на расстояние нескольких километров. Существует гипотеза, что в таком их размещении заложен некий сакральный смысл, непонятный современным исследователям. На подобную мысль наталкивают сооружения храмового комплекса Анкор Ват в Камбодже и мексиканского храма Солнца.

). Северный стиль храмовой архитектуры и скульптуры достигает здесь своего пика. Все строения были возведены в IX-XII веках нашей эры. Появление храмов в Кхаджурахо связано с возрождением индуизма в этот период истории Индии.

Город Кхаджурахо был культурной и религиозной столицей династии Чандела . Изначально было построено 85 храмов и многочисленные дополнительные постройки. Светских построек в Кхаджурахо не сохранилось.

Упоминания о династии Чандела теряются после XIII века. И Кхаджурахо оказался потерянным для мира. Только в 1838 году британский инженер проник через джунгли и открыл удивительное место под названием Кхаджурахо заново.

Сейчас сохранилось только 25 храмов, весь комплекс рассредоточен на площади 21 км². Кхаджурахо - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Кхаджурахо. Любовные Игры Индийских Богов

    ✪ ПРИСУТСТВИЕ: КХАДЖУРАХО - Храм Любви (Индия)

    ✪ Жизнь настоящей Индии!!!Интересно!Индийская деревня и школа в Кхаджурахо.

    ✪ Все об индийских поездах. Кхаджурахо - Гоа. Сутки на поезде.

    Субтитры

Искусство и архитектура

Кхаджурахо представляет собой кульминацию развития средневековой архитектуры в северной Индии. Храмы посвящены шиваизму , вишнуизму и джайнизму .

У большинства храмов общий замысел и план, различия только в деталях. Все храмы симметричны относительно оси восток-запад. Три храма построены из гранита: Чаусатх-ёгини, Брахмы и Лалгуани-Махадеви. Все остальные храмы Кхаджурахо сделаны из песчаника , цвет камня варьируется от тёмно- до светло-жёлтого, встречается розовый. Материал для строительства добывали в городе Панна на восточном берегу реки Кен.

Особенности храмов Кхаджурахо

  • компактность;
  • вытянутость вверх;
  • отсутствие стен вокруг храмов;
  • высокие платформы-террасы (джагати);
  • храмы окружены открытой галереей;
  • храмы богато украшены скульптурой.

Неотъемлемые элементы плана храмов

Внешний вид храмов

В больших храмах боковые трансепты украшены окном с балконом для вентиляции. Над балконами размещены роскошные скульптурные группы, которые показывают сцены из жизни богов. Свет из окон освещает внутренний центральный зал.

Храм с двумя парами трансептов вдоль оси похож на латинский крест. Некоторые из больших храмов имеют дополнительные святилища по четырём углам платформы.

У храмов подчёркнуто высокое основание - платформа-терраса. По её периметру размещены серии восхитительных орнаментов. Великолепные рельефы сменяют друг друга, как кадры из фильма о жизни династии Чандела .

Стены храмов покрыты двумя и более рядами изысканной скульптуры. Совершенная красота проявляется в каждой статуе с её утонченностью, культом изящества и совершенства. Храмовая скульптура - самая притягательная особенность Кхаджурахо.

Над стенами возвышаются своды, которые состоят из серии пиков. Древние описания сравнивают их с горной грядой горы Кайлаш или Меру . Высота сводов постепенно увеличивается от самого низкого уровня (располагается над входом портиком) до самого высокого - сикхары (размещается над святилищем). Своды выстроены по одной оси, каждый из них имеет пирамидальную форму.

Внутреннее устройство храмов

Вход-портик - продолговатый проход в вестибюль (мандапу). Он богато украшен круговой гирляндой из камня. Орнамент состоит из любовных пар, красивых цветов и мифических животных. В мандапе пространство расширяется. Вестибюль украшен балюстрадой (какшасаной), резным потолком, колоннами и пилястрами.

Центральный зал (маха - мандапа) - закрытое помещение внутри боковых трансептов. В больших храмах в центре зала размещено квадратное возвышение (антарала) с колоннами по углам, которое преграждает прямой путь к святилищу. Вход в святилище всегда богато украшен. Внутри святилища находится статуя или лингам бога, которому посвящён храм.

Интерьер храмов поразительно богато декорирован деталями, изобилует скульптурой. Потолок украшен искусным геометрическим рисунком. Самый знаменитый элемент внутреннего убранства - поддерживающие фигуры апсар - восхитительных нимф. Апсары, являющиеся шедеврами средневековой скульптуры, изображены в чувственных позах и идеально отполированы. На фасаде святилища чаще всего помещают две или три группы статуй - точные копии с внешнего фасада храма.

Скульптура

Скульптура Кхаджурахо берёт свои истоки из средневековой школы Ориссы , и превосходит её в изяществе изображения.
Всю скульптуру Кхаджурахо можно разделить на пять основных категорий.

  • Первая категория включает религиозные изображения. Они сделаны только вдоль фасадов храмов, в строгом согласовании с канонической формулой и предписаниями.
  • Вторая категория состоит из богов, их слуг и окружения. Встречается в нишах на стенах, а также в больших и средних рельефах на фасадах храмов, во внутреннем убранстве. Скульптуры в нишах выполнены строго и канонически. Позы остальных фигур богов и богинь более свободны. Отличить богов можно только по особым признакам: головному убору, священному предмету в руках, украшениям на всём теле, ездовому животному и бриллиантам на груди.
  • К третьей категории относят апсар и сура-сундарис. Это самая известная и многочисленная часть скульптуры Кхаджурахо. Встречается в больших и средних рельефах на фасадах храмов, на внутренних стенах, колоннах и потолке. Сура-сундарис - изящная нимфа в прекрасных одеждах и украшениях. Ей свойственны человеческие эмоции в обычных женских делах. Она может раздеваться, зевать, почёсывать бок, трогать грудь, умываться водой, вытаскивать занозу из ноги, ласкать ребёнка, играть с домашним питомцем, писать письмо, играть на флейте. Апсара изображается танцующей в различных позах. Как слуга богов она может держать в руках цветок лотоса, зеркало, сосуд с водой, благовония, орнаменты и другое. Статуи сура-сундарис и апсар изображают в соответствии со строгими канонами: голова наклонена в одну сторону, тело в другую, а ноги в третью; очень чётко выделен взгляд.
  • Четвёртая категория - светская скульптура: правители и их семьи, учителя и ученики, домашние сцены, танцоры и музыканты, эротические пары и группы.
  • В пятую категория входят скульптуры животных, включая мифических. В основном это слоны, верблюды, кони, кабаны, обезьяны, собаки, попугаи и другое.

Эротическая скульптура Кхаджурахо

Во всем мире эротическая скульптура является символом Кхаджурахо. При своём разнообразии форм и изяществе исполнения она, естественно, привлекает внимание. Встречается на фризах платформ, а также в больших, средних и малых рельефах на фасадах храмов. Часто любовные пары помещены в местах архитектурных соединений между отдельными архитектурными элементами храмов на фасаде здания (например, соединение святилища с центральным залом), чему очень часто придают символическое значение космического единства. До конца неизвестно отношение к эротической скульптуре во времена правителей Чандела .

  • Согласно первой версии, секс был общедоступной темой в данном обществе в тот период времени.
  • Вторая версия утверждает, что статуи иллюстрируют древние тексты Камасутры . Сцены показывают эротическую практику в центральной средневековой Индии в сектах, которые включали в сексуальный акт ритуальный символизм. В соединении йоги (духовного знания) и бхоги (физического удовольствия) видели альтернативный путь к достижению освобождения. Контроль удовольствия - как путь к спасению.
  • Третья версия предполагает, что размещение эротической скульптуры имело обучающие цели. Скульпторы подавали пример новому поколению в естественном отношении к сексу, как к неотъемлемой части жизни.
  • Четвёртая версия предполагает, что размещение эротической скульптуры на нижних уровнях храмов имело целью показать реальное место половых отношений в иерархии истинных ценностей человека.

В древних трактатах по архитектуре пишут о любовных парочках птиц, животных, людей, как о символе счастья и благополучия.
Также в искусстве Индии встречаются более ранние изображения влюблённых пар, к примеру скульптуры из терракоты периода Шунга и так же искусство скульптуры более позднего периода в городах Амаравати и Матхура.. Самый поздний период строительства представляют храмы Вамана, Адинатха и Джавари, более скромные по размерам, но не менее изящные.

Восточная группа храмов находится рядом с деревней Кхаджурахо. Включает в себя три брахманских храма: Брахмы, Ваманы и Джавари, три джайнистских храма: Гхантай, Адинатха и Паршванатха. Брахманские храмы размещены ближе к озеру.

Южная группа храмов

Южная группа храмов включает два храма: Дуладео и Чатурбхуджа. Большая статуя Ханумана (бога обезьян) находится на середине пути между западной группой храмов и деревней Кхаджурахо.

) статьёй . Где чуточку расскажем и во множестве покажем места в Индии, где всё ещё сохранились более менее в целостности такие вот храмы.

Храмы любви в Индии расположены во множестве в храмовом комплексе Каджурахо — древнем заброшенном городе, который стоял, поглощённый джунглями, на протяжении столетий. Чему и обязана его сохранность по сравнению с более доступными аналогами.

Впервые наш город Каджурахо, как столица государства Чанделла, упоминается в записях Абу Рихан аль-Бируни, арабского путешественника начала XI века. Хотя достоверных сведений о времени постройки не сохранилось, считается, что храмы были воздвигнуты в период с 950 по 1050 г.г. нашей эры, в правление династии Раджпутов, когда Каджурахо становится религиозным центром государства.

Во времена последующего мусульманского завоевания Индии множество индуистских храмов было разрушено, но Каджурахо сохранился до наших дней, хотя из первоначальных 85-ти сооружений в целости пребывают лишь 22.

По предположениям историков, храмовый комплекс уцелел благодаря тому, что жители Каджурахо, опасаясь вторжения с севера афганских племен, покинули город в XIV веке, службы прекратились, и постепенно джунгли поглотили и сам город, и подступы к нему.

Лишь в 1838 году британский военный инженер Д.С. Барт случайно открыл эту уникальную группу храмов. В настоящее время монументы безупречно восстановлены, но раскопки на месте бывшей столицы Чанделла продолжаются по сей день.

Храмы Каджурахо поражают воображение:

  1. И многочисленностью скульптур: тысячи и тысячи барельефов плотно покрывают всю внешнюю поверхность зданий.
  2. И филигранностью работы: формы тела, позы, движение, мимика выполнены поистине потрясяюще, а прорисовка деталей удивительна для столь величественных сооружений.
  3. И разнообразием изображенных сюжетов: здесь и бытовые зарисовки, и батальные композиции, и различные животные, и, конечно, прекрасные эротические сцены, выполненные с редкой, поразительной откровенностью и мельчайшей детализацией.

О происхождении и предназначении храмов спорят и по сей день.

Нельзя не упомянуть местную легенду, рассказывающую о появлении этих сооружений с изящными чувственными скульптурами. В далекие времена в Каджурахо жила прекрасная девушка Эмавати, дочь брамина. Однажды вечером она купалась в реке Рати. Бог Луны увидел юную красавицу, и воспылав к ней страстью, соблазнил ее.

От этого союза был рожден ребенок, названный Чандраварманом. Но Эмавати была отвергнута родными и вынуждена была скрываться в густых джунглях, где она вырастила сына, став для него не просто матерью, но и учителем во всех житейских делах.

Именно этот мальчик стал со временем основателем великой династии правителей Чанделла (вероятно, убив всех обидчиков мамы — или, судя по барельефам, не убив…), и во имя своей матери он построил множество храмов, воспевающих силу человеческой страсти, красоту женщины и величие любви.

Насколько правдива легенда, неизвестно, но точно можно сказать лишь, что храмы группы не принадлежат к какой-либо одной религии. Некоторые из них посвящены Вишну, некоторые Шиве, другие Джайне Тиртанкарасу, однако общность архитектуры и композиции говорит о том, что это все-таки единый комплекс.

Так что смотрим, как умели древние, и завидуем 🙂

Или же, как говорит Ошо Раджниш:

Каджурахо не сравнимо ни с чем. В мире сотни тысяч храмов, но ни одного подобного тому, что можно увидеть в Каджурахо. Всё в храмах Каджурахо таинственно. Должно быть, для создания каждого из них потребовались сотни лет и тысячи мастеров. Я никогда не встречал ничего, что можно назвать настолько совершенным. Даже Тадж-Махал имеет свои недостатки, Каджурахо - нет. Более того, Тадж-Махал это только прекрасная архитектура; Каджурахо - это вся философия и психология Нового Человека. Я пытаюсь, чтобы его красота стала отблеском сердец моих саньясинов. Не только красота каменных статуй, но красота человеческой реальности. Красота людей, которые способны любить, которые действительно настолько живы, что заражают этой полноценностью жизни весь мир.

По материалам http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post152287092/