Философия Эпикура – кратко. Эпикур биография кратко Эпикур и эпикурейцы философия

Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название "Сад", а последователи Эпикура стали именоваться "философами из садов".

Философия эпикуреизма

Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.

Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:

  • Отсутствие телесного страдания;
  • Невозмутимость души;
  • Дружба.

Крупнейшим представителями греческого эллинистического эпикуреизма является в первую очередь сам Эпикур . Римский эпикуреизм представляли Лукреций и Каций ; это направление повлияло также на римский эклектизм .

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип - удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограниченны. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эпикурейцы" в других словарях:

    Эпикурейцы, оппоненты Павла во время пребывания апостола в Афинах (Деян 17:18; см. Стоики). Это были сторонники философской школы, основ. Эпикуром в Афинах в 306 г. до Р.Х. Согл. его учению, смысл жизни заключается в спокойном наслаждении жизн.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Греч. epikuros, от собственного имени. Последователи философа Эпикура. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка

    Эпикурейцы - Смотри также Добрые ленивцы, эпикурейцы мудрецы, равнодушные счастливцы. (Евг. Он. VII, 4) … Словарь литературных типов

    Эпикурейцы - ученики и последователи Эпикура, сторонники его учения, в узком смысле слова слушатели основанной Эпикуром философской школы в Афинах, признававшие его учение почти как догму. Последним эту школу возглавлял Патрон, преподававший до 51 до… … Словарь античности

    Эпикурейцы - (Деян. 7:18), последователи греческого философа Эпикура, который жил и учил в городе Афинах (342 270 гг. до Р.Хр.). Эпикур учил, что душевный покои высшее благо и что добродетель лучшее средство для приобретения безмятежного покоя. Его… … Словарь библейских имен

    Эпикурейцы - греческая материалистическая философская школа, основанная в IV в. до Р. X., в области этики учившая, что высшее благо наслаждение, т. е. длительное радостное настроение, условиями которого являются добродетель н довольствие малым … Популярный политический словарь

    Эпикуреизм, эпикурейцы - античные фил. учения, исходившие из идей Эпикура, кон. IV – нач. III вв. до н. э. Философия сама по себе делилась на физику (учение о природе), канонику (учение о познании) и этику. В физике Э. следовали атомистике Демокрита. Признавалось бытие… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    ФИЛОДЕМ - ФИЛОДЕМ (Φιλόοημος) из Гадары (100/110 35/40 до н. э.), греч. философ, поэт, последователь Эпикура. Родился в Гадаре на берегу Галилейского моря, изучал философию в Афинах под руководством Зенона Сидонского, после смерти которого возглавил… … Античная философия

    ЭПИКУР - ЭПИКУР (Επίκουρος) (342/341, о. Самос 271/270 до н. э. Афины), др. греч. философ, создатель философской школы, получившей название Сад Эпикура (см. эпикуреизм). Жизнь. Родился на о. Самос в семье афинянина, в 14 лет стал изучать философию … Античная философия

    Эпикуреизм философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Эпикур основывает свою школу в 310 г. до н. э. сначала в Колофоне, а… … Википедия

(ок. 99—55 до н.э.). Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личности в сложном историческом контексте того времени.

Философское учение Эпикура предназначено было для поддержания удовольствия.

Это и будет счастьем. Эпикур различал три вида удовольствий:

Природные и необходимые для жизни;

Природные, но для жизни не необходимые;

Не необходимые для жизни и неприродные.

Мудрец должен стремится только к первым и воздерживаться от всех остальных .

Эпикур разделяет удовольствия на динамические и статические.

а) Динамические наслаждения состоят в достижении желанной цели, причем предшествующее этому желание и действие должно сопровождаться страданиями (например, утоление голода).

б) Статическое наслаждение - состояние равновесия, отсутствие желаний (например, состояние сытого человека). Статическое наслаждение важнее, поскольку оно не содержит страданий.

Идеалом является тихая радость, состояние отсутствия голода (наличие хлеба и воды). жизнь в уединении вдали от общественных дел. Симпатия к друзьям, предпочтительнее любви - одного из самых динамических наслаждений. Без дружбы же невозможно наслаждение, поскольку без нее мы не можем жить без страха; она возникает из нужды в помощи.

Удовольствию может помешать страдание, но если оно остро, оно коротко, а если длительно, то его можно переносить с помощью умственной дисциплины и привычки думать о приятных вещах.

Главную опасность для человеческого счастья представляет страх . Эпикур утверждает, что два величайших источника страха - религия и боязнь смерти - связаны между собой, поскольку религия поддерживает взгляд на мертвых, как на несчастных (напомним, что дело происходит в дохристианскую эпоху). Религия, таким образом, не утешение, а то, что мешает утешению. Сверхъестественное вмешательство в дела природы казалось Эпикуру источником ужаса, а бессмертие - разрушением надежды навсегда избавиться от страданий и боли. Взамен религии он предлагает философскую теорию, которая может утешить человека.

Учение Эпикура о бытии во многом сходно с классической теорией атомизма. Он следовал Демокриту в том, что мир состоит из атомов и пустоты, но атомы у Эпикура имели вес и постоянно падали вниз. Однако какой-то атом, побуждаемый чем-то вроде свободы воли и слегка отклоняясь от прямого пути вниз, тем самым вступал в столкновение с другим атомом. Начиная с этого момента происходит развитие вихрей, а далее все как у Демокрита. Экстраполируя (перенося) идею отклонения атома на социальный мир, Эпикур обосновывал свою этическую доктрину, полагающую в качестве идеала уход мудреца из "жизненного потока”.


Эпикур считал, что душа материальна и состоит из частиц. Атомы души распределены по всему телу. Ощущение происходит от тонких нитей, выбрасываемых телами и двигающихся, пока они не прикоснуться к атомам души. Со смертью душа распадается, и ее атомы теряют способность к ощущению.

Эпикур был сенсуалистом, то есть полагал, что все, ощущаемое нами истинно. Ошибки возникают из-за неправильной оценки ощущений. Главной же деятельностью логического мышления он считал индукцию, обобщение.

Несмотря на эти, благоприятные, философские предпосылки научной деятельности, эпикурейцы ничего не внесли в развитие естественных наук . Вероятно, Эпикур интересовался наукой лишь как средством, дающим объяснение действиям, приписываемым богам. Он не стремился к научной истине, объясняя природу. Если существует много возможностей естественных объяснений явлений, то, по Эпикуру, незачем пытаться найти единственно правильное, то есть истинное.

Философия стоицизма.

Стоицизм как философское учение сочетал в себе элементы материализма и идеализма, атеизма и теизма. С течением времени идеалистическая тенденция в стоицизме нарастала, а сам стоицизм превратился в чисто этическое учение. Школа получила свое название от знаменитой художественной галереи Stoa Picelis («Расписанная Стоя»), портика на холме в Афинах, расписанного знаменитым греческим художником Полигнетом.

Ее основателем считается Зенон из Китион с острова Кипр (336 — 264 гг. до н.э.) (Зенон Китийский - не путать с Зеноном Элейским с его апориями), который проводил свои занятия под сводами этой галереи.

Попав в Афины, Зенон в течение двадцати лет знакомился с разными школами и философскими течениями: киниками, академиками, перипатетиками. А около 300 г. до н.э. основал свою школу. В трактате «О человеческой природе» он первым провозгласил, что «жить согласно с Природой — это то же самое, что жить согласно с добродетелью» и что это — основная цель человека. Этим он ориентировал стоическую философию на этику. Выдвинутый идеал он реализовал в своей жизни. Зенону принадлежит идея соединить три части философии (логику, физику и этику) в единую систему.

Его последователями были К леанф (331-232 гг. до н.э.) и Хрисипп (280 — 207 гг. до н.э.).

Наиболее яркими представителями Средней Стои являются Панетий (Панеций) и Посидоний (Посейдоний). Благодаря Панетию (ок. 185 — ок. 110 гг. до н.э.) учение стоиков перешло из Греции в Рим.

Наиболее видными представителями римского стоицизма (Новой Стои) были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Они жили в разное время, различным было и их социальное положение. Но каждый последующий из них был знаком с трудами предшественника. Сенека (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.) — крупный римский сановник и богач, Эпиктет (50 — 138 гг. н.э.) — сперва раб, а потом нищий вольноотпущенник, Марк Аврелий (121 — 180 гг. н.э.) — римский император. Сенека известен как автор многих произведений, посвященных этическим проблемам: «Письма к Луцилию», «О стойкости философа».

Этот крупный римский фило-соф - воспитатель императора Нерона , во время правления кото-рого оказывал сильное и благотворное влияние на государствен-ные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством. Эпиктет сам ничего не писал, но его мысли зафиксировал ученик Арриан из Никомедии в трактатах «Рассуждения Эпиктета» и «Руководство Эпиктета». Марк Аврелий является автором знаменитых размышлений «К себе самому». Марк Аврелий — последний стоик античности, и, по сути, на нем стоицизм заканчивается. Стоическое учение во многом повлияло на формирование раннего христианства.

Каково же учение стоиков? Это была эклектическая школа (Эклектика, также эклекти?зм — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов), которая объединяла разные философские направления. Место и роль наук в учении стоиков определялись ими следующим сравнением:

Логика — это ограда,

Физика — плодоносная почва,

Наличие разума и возможность свободного разумного выбора;

Жизнь в согласии с природой;

Разграничение добра (как высшего блага) и зла (порока);

Неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнориро-вание законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу.

Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, подняв-шийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, доброде-тели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).

Введение

Эпикуреизм - это философские учения, которые исходят из идей Эпикура. Философская школа (Сад), которая была основана им в Афинах, представляет собой одно из самых влиятельных духовных течений, существовавших в эпоху эллинизма, наряду с таким течение как стоицизм - это ее постоянный оппонент в философских спорах. Наиболее известными представителями раннего Сада (4-3 вв. до н. э.) являются Метродор, Полиен, Эрмарх, Колот, среднего (2-1 вв. до н. э.) - Зенон Сидонский, Федр, Филодем из Гадары. Федр (учитель Цицерона) и Филодем (возможно, учитель Лукреция). Ими был перенесен эпикуреизм на римскую почву. Одним из выдающихся достижений римского эпикуреизма является поэма Лукреция О природе вещей (1 в. до н. э.). Эпикурейская школа продолжала свое существование до середины 4 в. н. э.

С новым оживлением и распространением эпикуреизм (особенно этики и атомистического учения) проявляется в эпоху Возрождения и продолжает свое существование в 17-18 вв.; более последовательно идеи эпикуреизма развивались П. Гассенди. Эпикуреизм представлен в форме вульгарного толкования, в качестве культа чувственных наслаждений (в Древнем Риме, у философов Возрождения, французских просветителей).

Эпикур относится к группе античных материалистов и атеистов, которые ведут непримиримую борьбу с идеализмом и религиозным мракобесием и находится на выдающемся месте в истории материализма.

Эпикур создал философскую школу, в которую входили его друзья, ученики и последователи, количество которых, по свидетельствам древнего доксографа Диогена Лаэрция, было достаточно великим и их не вмещали даже целые города. Эта школа существовала более восьми столетий на территориях античной Греции и Рима.

Эпикур и его течение оказали огромное воздействие на будущее развитие материалистической философии и естествознания вплоть до настоящих времен. Философия Эпикура безоговорочно нуждается в тщательном, всестороннем научном исследовании. Начало этим исследованиям положил Маркс. Произведениях Маркса, Энгельса, Ленина содержат памятники наследия Эпикура, в них они научно освещены и носят высокую оценку.

В современное время Эпикур, а также иные представители античной атомистики находились непосредственно центре внимания научной и философской общественности. Самые прогрессивные ученые и философы-материалисты обнаруживали в учениях Эпикура и эпикурейцев плодотворные идеи, которые оказывали огромное влияние на развитие философии и естествознания. Они принимали к пристальному вниманию взгляды античных атомистов, осуществляя борьбу против идеализма и религии.

Сущность учения

Эпикур биография кратко

Удовольствие и страдание, счастье и несчастье, добро и зло, страх и свобода являются вечными проблемами в жизни человека. По мнению Эпикура главное предназначение философии заключается в том, чтобы привести человека к счастью, поэтому, если кто-то говорит, что заниматься философией слишком рано или уже поздно, он подобен тому человеку, который считает, что быть счастливым пока рано или уже слишком поздно. Согласно этическим учениям счастье - это высшая цель человеческой жизни, является эвдемонизмом (греч. - счастье, блаженство).

Эпикур - афинянин, он рос на острове Самос и с четырнадцати лет заинтересовался философией. В восемнадцать лет он перебрался в Афины. После изгнания афинян с Самоса, Эпикур отправился к своему отцу в Колофон (город в Ионии, Малая Азия). Там он прожил в течение некоторого времени и собрал круг своих учеников. В тридцать два года им была основана своя философская школя, которая сначала была в Митилене (остров Лесбос) и Лампсаке (азиатский берег пролива Дарданеллы), а с 306 г. до н. э. - ее местонахождением являлись Афины. В этом городе Эпикур купил сад и поселился там со своими учениками (следовательно философы Сада). Над входом была вывешено изречение: Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие - высшее благо. Философ умер в 271 или 270 г. до н. э.

Недолгое время Эпикур проживал на территории Малой Азии, где увлекался изучением философии у Навзифана - это последователь Демокрита. В 311 году Эпикуром была основана философская школа сначала в Митилене, затем в Лампаске, а в 307 году в Афинах (Сад Эпикура). Она являлась обществом друзей и единомышленников, в число которых входили также женщины и дети. Долгое время Эпикура был подвержен телесным страданиям от болезни, но они были не властны над ним. Накануне смерти он писал другу: Боли мои … уже так велики, что больше стать не могут; но во всем им противостоит душевная моя радость при воспоминании о беседах, которые были между нами (Диоген Лаэртский).

Особым значением Эпикур наделял этику и воспитание человека. Он пытался разработать практическое руководство для жизни (этику); этому служила физика (натурфилософия), а последней -- логика. Сущность учения Эпикура о природе заключается демокритическом учении: заключается в бесконечности числа и разнообразия спонтанно развивающихся миров, которые возникают в результате взаимодействия атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства. В пространстве, которое образуется между этими мирами (в междумириях), бессмертные и счастливые, находятся боги, которые не заботятся о мире и людях. Так же появляются и исчезают живые существа, и душа, которую составляют тончайшие, легчайшие, наиболее круглые и подвижные атомы. Познание природы не является самоцелью, оно направлено на освобождение человека от суеверия и религии в общем, а также порождает отсутствие страха перед смертью. Такое преобразование необходимо для формирования счастья и блаженства человека, в сущности которых лежит наслаждение, являющееся не чувственным наслаждением, а духовным, хотя любого рода наслаждения не являются дурными. При этом духовное наслаждение является наиболее устойчивым, потому что находится в независимости от внешнего воздействия. За счет разума, дара богов, за который они не требуют никакой благодарности, стремления должны приводиться в согласие (симметрию), которое является наслаждением, при этом, в тоже время происходит достижение не нарушаемого неприятными переживаниями спокойствия, невозмутимости (атараксии), которые являются предпосылками истинного благочестия. Эпикур призывал человека соизмерять наслаждение, которое он получает, с возможными последствиями. Девиз Эпикура: Живи уединенно!

Эпикур производил деление философии на три взаимосвязанные части. Первая - каноника (теория познания), вторая - физика (учение о природе) и этика, которая имела преобладающее значение. Эпикур является материалистом, последователем атомистического учения Демокрита. В теории познания в основе лежит истинность ощущений.

В рамках своей философии Эпикур видит удовольствие не позитивным, как киренаики, а негативным - в виде отсутствия страданий. В эпикуреизме удовольствие ценно не самостоятельно, а приводит к счастью; Эпикур подразумевает не мимолетное наслаждение, а постоянное и устойчивое удовольствие, которое взаимосвязано и с действительностью, и с прошлым, с и будущим, а также содержит воспоминания и надежды.

Человек - эпикуреиц склонен к отношениям типа Эрос. Это страстное, властное и чувственное тяготение к объекту любви. Внешность и манеры поведения любимого имеют большую ценность. Они вызывают эстетические чувства и преклонение перед внешним совершенством, часто преувеличенным, -- лица, фигуры, походки. Люди, у которых доминирует этот вид любви, стремятся к гармонии души и тела, поэтому способны закрывать глаза на мелкие недостатки. Загоревшись любовью, бывают способны к большой самоотдаче, постоянно совершенствуют свои манеры и способы проявления чувств, а также формы своего тела, красоту одежды, эстетику окружающей обстановки. Охотно приспосабливаются и приспосабливают к себе партнера. Большое значение придают физическим удовольствиям. Не обретя желанной гармонии, они навсегда разочаровываются в объекте своих чувств и довольно легко с ним расстаются. Эта форма проявления чувств получила распространение еще в Древней Греции, наиболее характерна для развитых обществ и все еще широко пропагандируется средствами массовой информации и различными видами искусства.

Гедонистические эмоции - главная потребность Эпикурейца. Это способность испытывать огромную радость от удовлетворения физических и духовных потребностей, которые вызывают особый душевный комфорт: вкусная пища, прикосновение к коже удобной и ласкающей одежды, ощущение приятного тепла или бодрящего морозного воздуха; созерцание природы, гармонии красок, красивых людей, растений, животных, насекомых. Наслаждение тишиной, приятными запахами и звуками, чувство расслабленности или покоя.

Борясь с искажениями своего учения, Эпикур поясняет, что счастьем он считает не наслаждения развратников и чревоугодников, а безмятежную, лишенную телесных страданий и свободную от душевного беспокойства жизнь. Состояние внутреннего душевного покоя, безмятежности называется атараксией (греч. - невозмутимость).

И достигается счастье, утверждает Эпикур, благодаря избавлению от страданий. Что же чаще всего вызывает страдания? - несбыточные желания и различные страхи. Все удовольствия Эпикур разделил на: а)естественные и необходимые; б)естественные, но не необходимые; в)неестественные и не необходимые. Первые - ограничены и легко добываются, поэтому именно они являются источником счастья. Другие простираются до бесконечности, погоня за ними делает человека все более зависимым от внешнего мира, отсутствие их ощущается как страдание. Но ограничение желаний необходимо не для того … чтобы всегда пользоваться немногим, а затем, чтобы довольствоваться немногим, когда не будет многого… - подчеркивает Эпикур. Считая удовольствие от природы родственным человеку благом, Эпикур советует отдавать предпочтение не всякому удовольствию, а только тому, за которым не следуют более значительные неприятности; и наоборот, не избегать боли, если за ней следует большее удовольствие.

Хотя Эпикур говорит, что началом и корнем всякого блага является удовольствие чрева, но он же советует: ешьте меньше - из боязни несварения; пейте мало - из боязни похмелья и.т.д.

Итак, условием счастья Эпикур называет трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и избегания. Это оно учит, что нельзя жить сладко, не живя разумно, хорошо и праведно.

Видело в том, чтобы научить человека счастливой жизни, ибо всё остальное несущественно.

Теория познания Эпикура – кратко

В теории познания Эпикур призывал доверять чувственным восприятиям, так как иного критерия истины мы всё равно не имеем. Он считал, что критика сенсуализма скептиками имеет чисто теоретический интерес, практически же она совершенно бесплодна. Главный вывод, к которому Эпикур подводит слушателя этими рассуждениями – нет ничего сверхчувственного. Если бы даже оно и было, мы бы не могли его воспринять, так как ничего кроме чувств нам не дано. Это умозаключение очень важно для теории Эпикура: именно отсюда следуют её материализм и атеизм.

Физика Эпикура, его атомизм – кратко

В физике Эпикур является горячим сторонником идеи Демокрита об атомах. По его мнению, она целиком подтверждается чувственным опытом, ибо постоянно происходящее на наших глазах смешение разных сред нельзя объяснить без предположения о том, что они состоят из мельчайших частиц. В то же время атомы не могут быть делимы до бесконечности (термин Демокрита «атом» в буквальном переводе и означает «неделимое»), потому что тогда материя рассеивалась бы в пустоте, и никаких тел вообще бы не было.

Римский последователь Эпикура Тит Лукреций Кар

Популярность Эпикура была необыкновенно велика и в Риме. Величественное изложение его философии дал в своей поэме «О природе вещей» Тит Лукреций Кар . В период упадка империи общества последователей Эпикура казались тихими убежищами от политических бурь. При Адриане , при династии Антонинов количество эпикурейцев возросло. Но с середины IV века нашей эры влияние философии Эпикура падает: она умерла вместе со всем античным миром, не пережив торжество христианства.

Эпикуреизм

Многие ошибочно полагают, что эпикуреизм - это философия, призывающая людей к ничем не ограниченным жизненным наслаждениям, то есть, пропагандирующая порок. На самом же деле все обстоит совсем иначе. Прежде чем рассмотреть суть эпикурейства, обратимся к истории этого течения.

Основателем этой философской школы является Эпикур Афинский из аттического дема Гаргетта. Годы жизни Эпикура 342/1 - 271/0 до н.э. Он был современником еще Платона и Аристотеля, и к концу IV в. он уже имел в Афинах свою собственную школу под названием "Сад", в отличие от Платоновской Академии, Аристотелевского Ликея, или Пери-пата, и стоической Стои. Родился он, однако, не в Аттике, а на Самосе, куда его отец отправился временно на поселение. Философией стал интересоваться с четырнадцати лет, изучал различных философов, в том числе и платоников, но примкнул к Демокриту. В Афинах он появился восемнадцати лет, а в 307/6 г., то есть 35 лет от роду, основал свою школу сначала в Колофоне в 306 г. до н. э, а затем, переносит её в Афины. Школа помещалась в его собственном имении, а имение это вместе со школой он завещал своим ученикам.

Учение Эпикура об удовольствии уже в древности вызывало у людей недоумение и подталкивало к суждению о нем, как о весьма порочном человеке. Говорили не только то, что, по его мнению, "удовольствие от еды, от любви, от того, что слышишь, и от красоты, которую видишь" приводит человека к духовному очищению. Диоген Лаэрций (X 6-7) пишет: "Эпиктет обзывает его развратником и бранит последними словами. Тимократ, брат Метродора, сам учившийся у Эпикура, но потом покинувший его, говорит в книге под заглавием "Развлечения", будто Эпикура дважды в день рвало от переедания и будто сам он еле-еле сумел уклониться от ночной Эпикуровой философии и от посвящения во все его таинства; еще он говорит, что в рассуждениях Эпикур был весьма невежествен, а в жизни еще более того, что телом он был чахл и долгие годы не мог даже встать с носилок, что на чревоугодие он тратил по мине в день (как он и сам пишет в письмах к Леонтии и к митиленским философам), что с ним и с Метродором путались и другие гетеры - Малемария, Идея, Эротия, Никидия.." Говорили также и о большом самомнении Эпикура. Своих близких, как гласит позднейшее предание, он заставлял учить наизусть свои сочинения (Diog. L. X 12). В своем завещании он требует, чтобы в день его рождения, а также в день рождения его отца и матери каждый год приносились жертвы богам и, кроме того, еще 20-го числа каждого месяца собирались вместе в его честь и в честь его ученика Метродора. Приказывал он также поминать и его братьев (X 18). Умер он тоже не очень красиво. Страдая болезнью почек, он мучился в течение 14 дней, и, чувствуя приближение смерти, он напился пьяным, лег в горячую ванну и в таком виде умер (X 15-16).

Тем не менее суждение самого Диогена Лаэрция об Эпикуре весьма почтительное. Он пишет (X 9-11): "Муж этот имеет достаточно свидетелей своего несравненного ко всем благорасположения, и отечество, почтившее его медными статуями; и такое множество друзей, что число их не измерить и целыми городами; и все ученики, прикованные к его учению словно песнями Благочестие его перед богами и любовь его к отечеству несказанная. Скромность его доходила до такой крайности, что он даже не касался государственных дел. И хотя времена для Эллады были очень тяжелые, он прожил в ней всю жизнь, только два-три раза съездив в Ионию навестить друзей. Друзья сами съезжались к нему отовсюду и жили при нем в его Саду (как пишет Аполлодор): Сад этот был куплен за 80 мин. И жизнь эта была скромной и неприхотливой.

Среди учеников Эпикура также числятся Полиэн Лампсакский, Гермарх Митиленский, Колот Лампсакский, Зенон Сидонский. Учеником этого последнего является эпикуреец I в. до н.э. Филодем из Гадары. К сожалению, тексты его почти не дошли до нас. Но они, несомненно, представляли собою некоторый шаг вперед, поскольку он все-таки довольно много занимался искусством, в то время как древние эпикурейцы его совсем игнорировали. При этом писал он преимущественно не столько об искусстве, сколько против искусства. Ему принадлежали трактаты "О музыке", "О поэтических произведениях", "Об ораторском искусстве", "О знаке и обозначении".

Эпикуреизм - одна из наиболее влиятельных школ эллинистической философии

В качестве философского учения эпикуреизм характеризуется механистическим взглядом на мир, материалистическим атомизмом, отрицанием телеологии и бессмертия души, этическим индивидуализмом и эвдемонизмом; носит ярко выраженную практическую направленность. Согласно эпикурейцам, миссия философии сродни врачеванию: ее цель - излечить душу от страхов и страданий, вызванных ложными мнениями и вздорными желаниями, и научить человека блаженной жизни, началом и концом которой они считают наслаждение.

В Афинах эпикурейцы собирались в саду, принадлежавшем Эпикуру. Отсюда пошло второе название школы - "Сад", или "Сад Эпикура", а ее обитателей называли философами "из садов". Школа представляла собой общину друзей-единомышленников, живущих в соответствии с принципами философского учения Эпикура. На воротах школы была надпись: "Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие - высшее благо", а у входа стояли кувшин с водой и хлебная лепешка. В школу допускались женщины и рабы, что по тем временам было довольно необычно. Жизнь внутри эпикурейской общины была скромной и неприхотливой; в отличие от пифагорейского союза, эпикурейцы не считали, что имущество должно быть общим, поскольку это могло бы стать источником недоверия между ними.

Основой эпикурейского союза выступали верность учению Эпикура и почитание его личности. В школе практиковался ряд философских упражнений, являвшихся неотъемлемой частью эпикурейского образа жизни: беседы, анализ своих поступков, чтение трактатов Эпикура, заучивание наизусть основных положений учения, например, "четвероякого лекарства":

Не должно бояться богов,

не должно бояться смерти,

благо легко достижимо,

зло легко переносимо.

Довольно рано эпикуреизм проникает на римскую почву. Во 2 в. до н.э. Гай Анафиний излагает учение Эпикура на латинском языке. А в 1 в до н.э. в окрестностях Неаполя возникает эпикурейская школа Сирона и Филодема, ставшая в период упадка республиканских учреждений Рима главным центром культуры и просвещения в Италии. В поместье Филодема собирается цвет образованного римского общества, в том числе знаменитые римские поэты Вергилий и Гораций.

Эпикуреизм приобретает массу сторонников и последователей среди римлян. Среди них наиболее выдающимся и известным является Тит Лукреций Кар, чья поэма "О природе вещей" сыграла огромную роль в распространении эпикуреизма. В условиях гражданских войн и социальных потрясений Лукреций Кар ищет в философии Эпикура путь достижения безмятежности и невозмутимости духа. Согласно Лукрецию, главные враги человеческого счастья - страх перед преисподней, страх загробного возмездия и страх перед вмешательством богов в жизни людей, порожденные неведением относительно истинной природы человека и его места в мире. В их преодолении Лукреций видит основную задачу своей поэмы, ставшей своеобразной энциклопедией эпикуреизма.

философская школа эпикур удовольствие

В конце 2 в. н.э. по распоряжению эпикурейца Диогена в городе Эноанды в Малой Азии высечены гигантские надписи, с целью ознакомить сограждан с учением Эпикура.

Эпикуреизм получает широкое распространение в эпоху Возрождения. Его влияние прослеживается в произведениях Лоренцо Валла, Ф. Рабле, К. Раймонди и др. В Новое время близкие эпикуреизму учения выдвигаются такими мыслителями, как Ф. Бэконом, П. Гассенди, Ж. Ламетри, П. Гольбахом, Б. Фонтенелем и др.

Философия Эпикура делится на три части

Главная из них - этика, которая учит как достичь счастья. Вторая часть философии - физика. Она дает представление о природном мире, освобождает от страха перед ним и служит основанием для этики. Обе эти части опираются на канонику, своего рода теорию познания и методологию науки, выступающую в качестве третьей части. У Эпикура познание возможно на базе ощущений. Повторяющиеся ощущения, глубоко западая в сознание человека, образуют понятия. Эпикур рассматривал чувства как непогрешимые, а заблуждения выводил из неправильных суждений.

В физике Эпикур исходил из признания вечности и несотворимости мира. Он вслед за Демокритом придерживался идеи об атомном строении вещества . Он смягчил демокритовскую версию детерминизма. Это ему понадобилось для обоснования допускаемой им свободной воли человека. Мыслитель выдвинул идею о том, что не все в мире происходит по необходимости, в нем есть место и для случайности. Разобраться в диалектике необходимости и случайности можно лишь познав их. Указав на знание как средство подчинения необходимости разумному действующему человеку, Эпикур тем самым указал на реальный путь возвышения над необходимостью, подчинения ее своим интересам. Это обстоятельство позволило философу рассматривать человека в мире не как марионетку, а как свободного творца своих поступков, своей судьбы. Иными словами, в познании явлений, протекающих в силу необходимости и случайности, Эпикур видит путь к свободе.

Мыслитель осознавал трудности познания окружающего мира, вытекающие из несовершенства органов чувств как средств познания. Это заставило его искать основание, опора на которое давала бы правильные знания о мире и обеспечивала бы реализацию свободы. Такое основание Эпикур увидел в благоразумии, которое он ценил даже выше философии. Высокая оценка благоразумия объясняется тем, что Эпикур рассматривает его как особое качество, сформировавшееся у личности на основе освоения ею философских знаний. В данной связи он рассматривает и саму философию. Она для Эпикура имеет ценность лишь в той мере, в какой отвечает потребности формирования у человека благоразумия. Благоразумие как человеческая способность формируется в ходе воспитания. Оно избавляет человека от безграничных вздорных страстей и страха, что является непременным и первым условием обретения способности счастливо мыслить и избегать несчастья. Эпикур считал, что достижение счастья должно предусматривать высвобождение человека от уз общественной деятельности, имея в виду участие в политической деятельности. Однако этим учение Эпикура о счастье, как составной части его этики, не ограничивается. Оно связано с учением об атараксии или безмятежности, которые им рассматриваются как состояния, тождественные счастью. Следует заметить, что понимание атараксии как особого состояния разумного существа, по-видимому, является результатом восприятия Эпикуром идей восточных мудрецов. Оценка безмятежности как идеала человеческого существования была широко распространена в условиях общественной нестабильности.

Разрабатывая проблемы этики, которая в системе философствования Эпикура занимает главенствующее место, и сравнивая состояние атараксии и безмятежности со счастьем, Эпикур не был склонен, подобно мудрецам древнего Востока, видеть в безмятежности единственное условие счастья. Безмятежность (атараксия) у него - это лишь условие одного из видов удовольствий, которые он делил на активные и пассивные или удовольствия покоя. Последние и выступают, согласно Эпикуру, результатом безмятежности. Для Эпикура атараксия скорее состояние сосредоточенности в процессе познания, помогающее достичь истинного знания, благодаря отрешению от восприятия побочных эффектов и следованию важнейшим принципам достижения истинного знания.

Достижение счастья предполагает реализацию многочисленных желаний. Философ считал, что свободное от ошибок сочетание желаний при выборе линии поведения во многом зависит от самой личности. Согласно Эпикуру, организация счастливой жизни требует не свободного проявления знаний, а четкой их реализации в заранее установленных пределах . Ибо отсутствие ограничения личностью своих желаний влечет за собой нежелательные последствия. Мыслитель учит, что если неисполнение желания не влечет страдания, то такое желание не является необходимым. В то же время он рекомендует удовлетворять те желания, от которых зависит человеческая жизнь, т.е. желания есть, одеваться и т.д.

Иными словами, надо соблюдать меру в реализации желаний и получения удовольствий. Последние могут быть получены лишь при соблюдении меры в потребностях, реализуемых в желаниях.

Проблема удовольствий занимает особое место в этике Эпикура . В ней мыслитель вслед за Аристипом из Кирены (435 - 360 гг. до н.э.) и признавал, что для человека высшим является удовольствие. Эта точка зрения характерна для гедонистической этики. При этом удовольствие признается за начало и конец счастливой жизни. Однако в отличие от Аристипа, который рассматривал удовольствие как положительное состояние наслаждения, Эпикур связывал удовольствие с отсутствием страдания.

Эпикур понимал удовольствие как рубеж, за которым начинаются страдания . Умеренность во всем, в том числе и в удовольствиях, рассматривается мыслителем как самостоятельное и значительное благо. По мнению философа, тот, кто привык к умеренности, не будет страдать, когда многого нет и приходится довольствоваться малым .

Эпикур отнес к числу важнейших условий счастливой жизни прежде всего такие, казалось бы, элементарные, но чрезвычайно важные для поддержания жизни потребности, как потребности в пище и тепле. По его мнению, удовлетворение этих потребностей порождает самые приятные удовольствия.

Эпикур как философ имел многочисленных последователей как в Древней Греции, так и в Древнем Риме. К числу крупнейших среди этих многочисленных последователей выделяются Филодем (ок. 110 - 40/35 гг. до н.э.) Лукреций Кар (начало I - середина I в. до н.э.). В поэме Лукреция Кара "О природе вещей" в синтезированной форме передаются идеи эпикуреизма. В ней Лукреций Кар подверг критике религиозное мировоззрение. Он считал, что Вселенная не сотворена богом или богами. В то же время он не отрицает их существования, он считает, что они не вмешиваются в дела людей. Боги, по его мнению, не нуждаются в поклонении людей.

Согласно Лукрецию, материя существует вечно, она не является материалом для нематериальных сил. Материя состоит из своего рода атомов, которые поэт называет первоначалами вещей.

Природа у Лукреция складывается из первоначал, движущихся в пустоте. Первоначала, по его мнению, не слипаются, они всегда разделены пустотой.

Лукреций вслед за Демокритом и Эпикуром считал душу телесной, она рассматривается и как носительница разума. Философ считал, что душа рассеяна в теле и не может существовать без него. Она гибнет вместе с телом. Лукреций убеждает, что не следует бояться смерти души, ведь таким способом она избегает мучений.

Поэма "О природе вещей" проникнута уверенностью в благоприятном для жизни будущем людей, в том, что их усилиями будет создана более совершенная организация общественной жизни, а также проникнута верой в силу знания. В дальнейшем это произведение стало катализатором, пробуждающим пытливость мысли и потребность в служении науке и людям.