Дыхательная система рыб. Особенности строения рыб. Дыхательная система у рыб Дыхательная система рыб презентация

Дыхательная система у рыб
Потребление кислорода и отдача углекислого газа как побочного продукта называется процессом дыхания. Основные органы дыхания рыб – жабры.
Рыбы имеют два набора жабр - по одному с каждой стороны тела позади головы. Эти нежные органы защищены твердыми пластинами, которые называются жаберными крышками.
Каждый набор жабр включает четыре костные дуги. Каждая из этих дуг поддерживает два ряда жаберных волокон в форме перьев, которые называются первичными ламеллами (лепестками).
Каждая первичная пластинка, в свою очередь, покрыта крошечными пластинками (вторичными лепестками), через которые проходят узкие кровяные капилляры.
Именно через тонкую оболочку вторичных лепестков происходит газообмен между кровью и внешней средой. Кровь во вторичных лепестках течет в направлении, противоположном направлению движения воды, проходящей по поверхностям ламелл.
В результате между этими двумя жидкостями возникает большой диффузионный градиент кислорода и углекислого газа. Такая система «противотока» чрезвычайно увеличивает эффективность газообмена.

Дыхательная система у земноводных.
Дыхательная система земноводных представлена легкими и кожей, через которую они также способны дышать. Легкие – это парные полые мешки, имеющие ячеистую внутреннюю поверхность, которая усеяна капиллярами. Именно здесь и происходит газообмен. Механизм дыхания лягушек относится к нагнетательным и его нельзя назвать совершенным. Лягушка набирает воздух в ротоглоточную полость, что достигается путем опускания дна ротовой полости и открывания ноздрей. Потом дно ротовой полости поднимается, и ноздри снова закрываются клапанами, а воздух нагнетается в легкие.

Дыхательная система у морских млекопитающих.
Рассмотрим на примере кита.
Череп китов приспособлен к тому, чтобы дыхание совершалось при выставлении ноздрей из воды без изгибания шеи (ноздри смещены на темя).
Верхнечелюстные, межчелюстные и нижнечелюстные кости удлинены в связи с развитием цедильного аппарата (китового уса) или многочисленных одновершинных зубов. Носовые кости уменьшены, теменные сдвинуты в бока так, что верхнезатылочная кость соприкасается с лобными.
Дыхало - одно или два наружных носовых отверстия - расположено на вершине головы и открывается лишь в момент короткого дыхательного акта выдоха - вдоха, производимого сразу же после выныривания. В прохладную погоду при выдохе взлетает вверх конденсированный пар, образуя так называемый фонтан, по которому китобои различают вид кита.
Иногда с этим паром взлетают и распыленные брызги воды. Все остальное время, пока длится дыхательная пауза и животное ныряет, ноздри плотно закрыты клапанами, которые не пропускают воду в дыхательные пути. Вследствие особого строения гортани воздухоносный путь отделен от пищевого. Это позволяет безопасно дышать, если вода или пища находятся в ротовой полости. Носовой канал большинства видов соединен с особыми воздушными мешками и вместе с ними вьь полняет роль звукосигнального органа.
Легкие китообразных весьма упруги и эластичны, приспособлены к быстрому сжатию и расширению, что обеспечивает очень короткий дыхательный акт и позволяет обновлять воздух за одно дыхание на 80-90% (у человека только на 15%). В легких сильно развиты мускулатура альвеол и хрящевые кольца даже в мелких бронхах, а у дельфинов - ив бронхиолах.
Китообразные могут долго (кашалоты и бутылконосы до 1,5 часов) находиться под водой с одним и тем же запасом воздуха: большая емкость легких и богатое содержание мышечного гемоглобина позволяют им уносить с поверхности повышенное количество кислорода, который расходуется очень экономно: во время ныряния деятельность сердца (пульс) замедляется более чем вдвое и ток крови перераспределяется так, что кислородом снабжаются в первую очередь мозг и сердечная мышца. Эти органы при длительном погружении получают кислород также с артериальной кровью из запасов "чудесной сети" - тончайшего разветвления кровеносных сосудов.
Менее чувствительные к кислородному голоданию ткани (особенно мышцы тела) переводятся на голодный паек. Мышечный гемоглобин, придающий мускулатуре темный цвет, снабжает мышцы кислородом во время дыхательной паузы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Prezentacii.com

У родителей и деток вся одежда из монеток

Внутреннее строение рыбы, на примере дыхательной системы.

1. У рыб, в отличие от наземных животных, есть особый орган чувств: 1) боковой линии; 2)обоняния; 3)слуха; 4)зрения. 2. Парные плавники у рыбы: 1)хвостовой; 2)спинной; 3)грудной; 4)анальный; 3 . Рыбы передвигаются благодаря: 1)движению жаберных крышек; 2)движению челюстей; 3)изгибам тела; 4)работе плавников.

Жаберные тычинки Жаберные лепестки Жаберные дуги

ЧЕЛОВЕК - АМФИБИЯ Мог ли он дышать при помощи жабр под водой?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Приготовьте мультимедиа – реферат по одной из предложенных тем: 1. Многообразие рыб 2. Рыбы – гиганты и рыбы – карлики. 3. Окраска рыб в связи с их образом жизни 4. Размножение рыб.

Все было понятно Понятно не все Ничего не понятно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дыхательная система человека. Заболевания дыхательной системы"

Данная презентация является хорошим наглядным материалом к урокам биологии в 8 классе по теме "Дыхательная система человека"...

"Потребность организма в кислороде. Строение дыхательной системы человека"

Урок посвящен изучению структурно- функциональных особенностей специализированных органов человека для дыхания. На уроке также осуществляется углубление знаний и умений по вопросам: Что такое дыхание...

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.Урок темы Дыхание....

Краткая аннотация проекта

Сотни тысяч лет назад, задолго до появления на Земле человека, в океанах уже плавали рыбы. В то время они были самыми высокоразвитыми созданиями.

С тех пор они стали развиваться самыми различными путями, так что сейчас только некоторые виды лишь отдаленно напоминают первых примитивных океанских рыб.

Большинство рыб используют свой хвост как мотор. При его помощи и плавников они управляют своими движениями. Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при помощи жабер. Рыба заглатывает ртом воду, которая проходит через жабры и выливается через специальное отверстие. В воде тоже содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы, как воздух через легкие в кровь человека.

В загрязненной воде рыбы пытаются всплыть к поверхности и вдохнуть воздух, но их жабры не приспособлены к усвоению кислорода из воздуха.

Причиной того, что рыбы имеют темную окраску сверху и светлую снизу, является то, что это помогает им защититься от своих врагов, которые, смотря сверху, видят темный цвет, сливающийся с водой реки или океана. Глядя снизу, кажется, что это светлая поверхность воды. Существует более 20 тысяч рыб, и трудно вообразить, сколько неповторимого есть в жизни каждой!

Дошкольный возраст – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к вещам, материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Многие дети совсем не знают и не различают рыб, часто встречающихся в водоёмах (реках, озерах). В рамках проекта дети рассматривают иллюстрации, целенаправленно наблюдают за рыбками в аквариуме, читают про птиц рыбок, рассказы, загадки. На занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями «морские рыбки», «аквариумные рыбки», «озерные и речные рыбки», выявляют особенности поведения рыб, трудности которые они испытывают в грязной воде.

Проблема проекта

Многие считают, что рыба в любой воде чувствует себя комфортно, что это - естественное явление. На самом деле рыбам очень сложно жить в загрязненной воде, ведь их жабры не приспособлены к усвоению кислорода из воздуха. Поэтому нам нужно задуматься о том, как помочь рыбкам?

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: Рыбы: кто они?

Проблемный вопрос: Нужна ли рыбам вода?

Познавательные вопросы: Какое значение вода играет в жизни человека? Как рыбы приспосабливаются к жизни?

Цель проекта:

Формирование у детей способности к самостоятельной мыслительной деятельности, развитие исследовательских способностей, воспитание бережного отношения и любви к окружающей природе.

Задачи проекта:

  • Формирование умения наблюдать, умения самостоятельно действовать;
  • Приобщать к полезной информации;
  • Развивать творческую деятельность у дошкольников;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект подготовили: Канцевич Анна Геннадьевна

Вид проекта: комбинированный Длительность проекта: неделя

поисково-познавательный

Краткая аннотация проекта

Сотни тысяч лет назад, задолго до появления на Земле человека, в океанах уже плавали рыбы. В то время они были самыми высокоразвитыми созданиями.

С тех пор они стали развиваться самыми различными путями, так что сейчас только некоторые виды лишь отдаленно напоминают первых примитивных океанских рыб.

Большинство рыб используют свой хвост как мотор. При его помощи и плавников они управляют своими движениями. Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при помощи жабер. Рыба заглатывает ртом воду, которая проходит через жабры и выливается через специальное отверстие. В воде тоже содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы, как воздух через легкие в кровь человека.

В загрязненной воде рыбы пытаются всплыть к поверхности и вдохнуть воздух, но их жабры не приспособлены к усвоению кислорода из воздуха.

Причиной того, что рыбы имеют темную окраску сверху и светлую снизу, является то, что это помогает им защититься от своих врагов, которые, смотря сверху, видят темный цвет, сливающийся с водой реки или океана. Глядя снизу, кажется, что это светлая поверхность воды. Существует более 20 тысяч рыб, и трудно вообразить, сколько неповторимого есть в жизни каждой!

Дошкольный возраст – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к вещам, материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Многие дети совсем не знают и не различают рыб, часто встречающихся в водоёмах (реках, озерах). В рамках проекта дети рассматривают иллюстрации, целенаправленно наблюдают за рыбками в аквариуме, читают про птиц рыбок, рассказы, загадки. На занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями «морские рыбки», «аквариумные рыбки», «озерные и речные рыбки», выявляют особенности поведения рыб, трудности которые они испытывают в грязной воде.

Проблема проекта

Многие считают, что рыба в любой воде чувствует себя комфортно, что это - естественное явление. На самом деле рыбам очень сложно жить в загрязненной воде, ведь их жабры не приспособлены к усвоению кислорода из воздуха. Поэтому нам нужно задуматься о том, как помочь рыбкам?

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: Рыбы: кто они?

Проблемный вопрос: Нужна ли рыбам вода?

Познавательные вопросы: Какое значение вода играет в жизни человека? Как рыбы приспосабливаются к жизни?

Цель проекта:

Формирование у детей способности к самостоятельной мыслительной деятельности, развитие исследовательских способностей, воспитание бережного отношения и любви к окружающей природе.

Задачи проекта:

  • Формирование умения наблюдать, умения самостоятельно действовать;
  • Приобщать к полезной информации;
  • Развивать творческую деятельность у дошкольников;

Первый день

УТРО

ПРОГУЛКА

ВЕЧЕР

ПРОГУЛКА

  1. Беседа «Кто такие рыбы?»
  1. Рассматривание иллюстраций в литературном уголке и на стендах.
  1. Видеопрезентация «Путешествие в подводный мир» с использованием мультимедийных технологий.
  1. Наблюдаем за рыбкой в аквариуме.

Игры на воздухе

  • “Караси и щука”
  • “Рыболов”

Словесная игра «Я знаю пять речных рыб…» - активизация словаря (названия рыб)

  1. Экспериментирование – «Какая вода нужна вода в аквариуме?» - уточняем представления о воде, которая нужна для аквариума.
  1. Свободное рисование

Подвижные игры

  • «Рыбка, рыбка»
  • «Морские волны»

Игры с мячом

Второй день

УТРО

ПРОГУЛКА

ВЕЧЕР

ПРОГУЛКА

  1. Лепка из солёного теста.
  1. Этюды психогимнастики «Земля-вода»
  1. Физминутка «Рыбки плавали»
  1. Видеоряд – мультфильм «Ловись рыбка!» с использованием мультимедийных технологий.
  1. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий.

Игры на воздухе

  • “Море волнуется”
  • “Караси и щука”

Беседа: «Если я был бы рыбкой...»

  1. Словесная игра «Узнай рыбку» - активизация словаря (прилагательные)
  1. Чтение сказки Пушкина «Сказка о золотой рыбке»
  1. ХПД – коллективная работа «Золотая рыбка» (нетрадиционные техники)

Подвижные игры

  • По желанию детей

Третий день

УТРО

ПРОГУЛКА

ВЕЧЕР

ПРОГУЛКА

  1. Экологическая экскурсия «Кто живёт в реке и озере?» по Воронкевич
  1. Рисование «Обитатели рек и озёр».
  1. Чтение энциклопедии «Рыбы»
  1. Рассматривание иллюстраций

Игры на воздухе

  • “Караси и щука”
  • “Рыболов”

Рисование палочками на песке «Чья рыбка лучше?»

  1. Словесная игра «Сказки с названием рыб» - активизация словаря
  1. Чтение стихотворений о птицах
  1. Создание коллективной работы «Рыбки» (оригами)

Подвижные игры

  • «Морские волны»
  • «Рыбка, рыбка»

Игры с мячом

Главной частью дыхательной системы рыб являются жабры. Именно благодаря им в кровь поступает основная масса кислорода, а из крови выделяется углекислый газ. Однако газообмен у рыб происходит не только через жабры. У всех видов в дыхании принимает участие кожа. Но при этом у видов, обитающих в водоемах с большим содержанием кислорода, дыхание через кожу незначительно. А у рыб, которые живут в условиях дефицита кислорода (сомы, карпы, угри), кожный газообмен может занимать существенную часть дыхания. Также у костных рыб небольшой газообмен происходит в плавательном пузыре. У двоякодышащих рыб плавательный пузырь даже видоизменился в ячеистое легкое, поэтому они могут дышать не только в воде, но и на воздухе.

Описывая дыхательную систему рыб, обычно рассматривают строение их жаберного аппарата, который находится в области глотки. Жабры состоят из жаберных щелей , поддерживающих их жаберных дуг , жаберных лепестков и жаберных тычинок . У костных рыб обязательной структурой дыхательной системы является еще и пара жаберных крышек . Они защищают жабры от попадания туда посторонних частиц. Защитную функцию выполняют и жаберные тычинки. Они обращены в сторону глотки и предохраняют тонкие и нежные жаберные лепестки от попадания в них частиц со стороны глотки. Газообмен же осуществляется в жаберных лепестках. Поэтому их можно считать самой важной частью дыхательной системы рыб. У многих высокоразвитых в эволюционном плане рыб жаберные лепестки как бы ветвятся (на первичных жаберных лепестках перпендикулярно располагаются вторичные жаберные пластинки). Это увеличивает общую поверхность лепестков, а значит и площадь тела рыбы, на которой происходит газообмен.

К дыхательной системе рыб можно отнести еще и сеть кровеносных сосудов, которые приносят венозную кровь к жабрам и отводят уже артериальную кровь от жабр. В жаберных лепестках кровеносные сосуды распадаются на сеть мелких капилляров, находящихся близко к поверхности. Именно здесь и происходит газообмен (в кровь из воды поступает кислород, а из крови в воду выделяется углекислый газ).

Механизм дыхания у костных рыб таков. При вдохе (при этом рыба приподнимает жаберные крышки) вода поступает в рот, далее она достигает глотки и при выдохе, который осуществляется за счет сокращения мышц глотки и прижимания жаберных крышек к телу, проталкивается через жаберные щели, омывая жаберные лепестки. При быстром движении костные рыбы дышат пассивно (также как хрящевые) без движения жаберных крышек и напряжения мышц: вода просто затекает в рот и вытекает из жаберных щелей.

У костных рыб нет жаберных перегородок, которые имеются у хрящевых рыб. Поэтому у костных рыб жаберные лепестки расположены прямо на жаберных дугах и омываются водой со всех сторон.

Дыхательная система костных рыб весьма эффективна в том плане, что они усваивают большую часть кислорода из воды, прошедшей через их жабры. Это важно, так как в воде содержится меньше кислорода, чем в воздухе.

Дыхательная система у рыб

Схема дыхательной системы
рыбы

Главным органом дыхания рыб являются жабры. У
хрящевых рыб жаберные щели имеют перегородки,
благодаря которым жабры открываются наружу
отдельными отверстиями. Такое легко заметить на
примере акул или скатов. На передней и задней
стенках этих перегородок находятся жаберные
лепестки, которые покрыты густой сетью кровеносных
сосудов.

Костистые рыбы, в отличие от хрящевых, имеют подвижные костные жаберные
крышки, а межжаберные перегородки у них редуцированы. Жаберные лепестки
у таких рыб находятся попарно на жаберных дугах.
Газообмен в процессе дыхания происходит при участии кровеносных сосудов на
жаберных лепестках. Кроме углекислого газа, наружу через жабры могут
выделяться также другие продукты метаболизма, например, аммиак и
мочевина. Также жабры участвуют в солевом и водном обмене.

У двоякодышащих рыб дополнительным органом дыхания служит
плавательный пузырь. Он выполняет функции легкого.
Плавательный пузырь – это орган, который имеется почти у всех видов
рыб, он формируется еще на стадии эмбрионального развития и
находится в спинной части тела рыбы. В зависимости от особенностей
пузыря существую открытопузырные виды рыб (пузырь всю жизнь
связан с глоткой) и закрытопузырные виды рыб (связь пузыря с глоткой
в процессе развития теряется). Главная функция плавательного пузыря
– гидростатическая. С помощью пузыря рыба может регулировать свой
удельный вес, а также глубину погружения.